После революции в России тысячи богатых белоэмигрантов, бежавшие от большевиков, обосновались в Париже. Спустя 90 лет еще тысячи бежали от нового московского авторитаризма. На сей раз они приехали со своими капиталами, часто нажитыми нечестным путем, в Лондон.
Великобритания стала новым домом для новой российской диаспоры. Многие из этих людей - олигархи, избегающие попыток правительства вернуть их богатства, или политические диссиденты, ищущие убежища от притеснений президента Путина.
Их присутствие и политическая деятельность в Лондоне вызывают глубокое раздражение в Москве. И, хотя Россия чрезвычайно нуждается в финансовом опыте Лондона и его открытости глобальным рынкам, враги Кремля в Лондоне - самый значительный камень преткновения на пути улучшения нынешних холодных отношений Британии с Россией.
Особенный гнев Кремля вызывают два человека: Борис Березовский, в настоящее время - заклятый враг президента Путина, которого Березовский сам привел к власти, а теперь хочет свергнуть; и Ахмед Закаев, чеченский актер и сторонник мятежников-сепаратистов, которого Москва обвиняет в разработке планов нападений чеченских террористов. Москва возбудила уголовные дела против обоих и попыталась добиться их экстрадиции, но британские суды сочли предъявленные доказательства недостаточными либо сослались на то, что суд над обоими не будет справедливым.
Тот факт, что в Лондоне обосновался Березовский, привлек сюда других противников Путина, в том числе Александра Литвиненко - бывшего офицера КГБ, который умер от отравления в 2006 году - и Бадри Патаркацишвили.
Изгнанники - россияне, грузины и чеченцы - привезли с собой свою рознь, заговоры и взрывоопасную политическую деятельность. Смерть Литвиненко потрясла лондонскую общину, и почти все видные изгнанники наняли себе частных телохранителей. Однако обстановка является еще более опасной и непредсказуемой ввиду существования головоломной сети связей между изгнанниками, их политическими противниками на родине, преступным миром, киллерами-"фрилансерами" и таинственным миром бывших и нынешних агентов российской разведки. Все изгнанники рассказывают о том, как их намеревались убить; почти со всеми связывались дружественные информаторы, предупреждая, что их жизнь находится в опасности.
Многие сохраняют колоссальные богатства и продолжают управлять своими компаниями. В Лондоне, где, по некоторым оценкам, 100 тыс. россиян приобрели дома и обосновались постоянно, они вращаются в широком кругу друзей. Не все из них - враги Кремля: Роман Абрамович до сих пор остается в нормальных отношениях с президентом Путиным.