Россия упорно борется за свое влияние на соседнюю Украину. Ее раздражает, в первую очередь, стремление Киева вступить в НАТО
Так называемые газовые войны уже прочно вошли в репертуар российско-украинских отношений. Во вторник президенты обеих стран предотвратили новую войну. До поры. Владимир Путин и Виктор Ющенко договорились о создании системы по погашению газовых долгов Украины.
Идет ли речь о 1,5 млрд долларов (по подсчетам российского монополиста "Газпрома") или об 1 млрд долларов (по подсчетам украинского премьера Юлии Тимошенко), публично не объяснялось. Также в тени осталась сама система и возможное отстранение от поставок российского газа сомнительного посредника - компании "Росукрэнерго". "Мы хотели бы сделать наше сотрудничество максимально прозрачным", - заявил Путин, мастер приятных на слух, но вводящих в заблуждение заявлений.
Решение, принятое в последнюю минуту, выгодно Ющенко, который объявил газовый вопрос главной задачей для себя и, опережая своего премьера, потенциального конкурента на президентских выборах 2009 года, приехал в Москву. Кремль проводит в последнее время весьма прагматичную политику в отношении Украины. Готовность помочь, "оранжевая революция" в Киеве, повторные выборы президента в 2004 году и поражение промосковского кандидата Виктора Януковича входят в число самых серьезных внешнеполитических ошибок, которые отзывают болью до сих пор.
Реалисты в Москве признают, что Украина остается самостоятельной и неподконтрольной и Ющенко в данный момент становится самым приемлемым партнером для диалога. Но в борьбе за влияние на Киев - это касается как экономической власти, так и энергетических поставок - Москва не намерена сдавать свои позиции. Так что, несмотря на вчерашние договоренности, отношения между двумя странами трещат по швам. Существует много "серьезных болезненных моментов", отметил советник российского президента.
Спор вокруг общей границы на Азовском море и якобы происходящая на Украине дискриминация русского языка, где в будущем все фильмы будут озвучиваться на украинском языке, относятся скорее к мелочам. Особое раздражение Москвы вызывает стремление украинского руководства сделать страну членом НАТО. В середине января президент, премьер-министр и спикер парламента обратились к генеральному секретарю НАТО с просьбой о присоединении Украины к программе по вступлению. Именно в этом контексте некоторые политологи рассматривают ультиматум "Газпрома" относительно выплаты долгов, который предусматривал сокращение поставок газа уже во вторник вечером. Это как минимум ставит Россию в неловкое положение, порождая подозрения, что Москва связывает экономические решения с политической мотивацией.
Путин во время пресс-конференции заявил о возможности перенаправить российские ядерные ракеты на Украину в случае возможного вступления в НАТО своего юго-западного соседа. "Это то, что нас беспокоит", - заявил Путин, который не может решить, как ему рассматривать НАТО - как стратегического партнера или как врага. Из Кремля снова доносится менторский тон - вместе с угрозой, которая в случае необходимости подается как дружеский совет.
Ющенко демонстрировал понимание в духе добрососедства, что сыграло ему на руку, поскольку до сих пор он считался в Москве антироссийским националистом. Он пообещал провести референдум относительно вступления Украины в НАТО, который, однако, не будет делом ближайшего времени. Это мудрое решение, поскольку референдум в настоящее время принес бы отрицательные результаты. Кроме того, перед украинским руководством стоят более насущные политические задачи: оно должно стабилизировать правительство с шатким большинством, заполнить вакуум власти, образовавшийся в последние полтора года и осуществить изменения конституции, которые обеспечили бы уравновешенное и ясное разделение власти между политическими институтами.
Москва демонстрирует недовольство и по поводу двоякого толкования общей истории. Украина, согласно обвинениям Москвы, создает националистическое видение истории с "антироссийской трактовкой", обеляет украинскую повстанческую армию. Партизанское движение на Украине сражалось во время Второй мировой войны как против немецких захватчиков, так и против советской власти.
Конфликты касаются даже времен Киевской Руси - государства, где зародилась и Россия, и Украина. Было ли это российским или украинским национальным государством, как утверждают подчеркивающие важность истории политики с обеих сторон? Российский МИД даже устроил круглый стол на эту тему. Если собственные интерпретации, обеспечивающие величие, ставятся под сомнение, российское руководство готово игнорировать и тот факт, что СССР и Россия имеют глубокую традицию исторической полуправды или даже исторических фальсификаций.
Таким образом, материала для конфликтов между странами хватит еще на долгое время. В газовом бизнесе уже несколько лет ситуация складывается таким образом, что конец одного кризиса становится началом нового. Стоит подождать, действительно ли Украина выплатит все свои долги "Газпрому", останется ли цена на газ в этом году той же, и согласится ли Тимошенко, которая настроена гораздо радикальнее Ющенко, со всеми итогами переговоров. 21 февраля украинская "железная леди" приезжает в Москву.