Олигарху Рышарду Краузе грозит судебное разбирательство, сходное с "делом Ходорковского", однако с ним солидаризируются его польские коллеги-бизнесмены, пишет на своем сайте газета Die Welt.
Рышард Краузе - польский олигарх, в рейтинге богатейших поляков некогда занимавший пятое место с состоянием около 1 млрд евро. С 30 декабря он привлечен к суду, и ему грозит до пяти лет лишения свободы. Процесс активно дискутируется в Польше. Речь идет о преднамеренной кампании политической мести, направленной против так называемого польского Ходорковского, рассказывает автор статьи Герхард Гнаук.
Краузе являет собой блестящий образец того, сколь многого смог достичь мелкий предприниматель после 1989 года и как опасно иметь дело с политиками.
Краузе, родившийся в Гдыне в 1956 году, еще в 1987 году создал там небольшую компьютерную фирму, первое помещение которой было не намного больше, чем легендарный гараж Билла Гейтса.
Подъем начался в период перелома. Польские угольные шахты, телевидение, избирательные органы, почта - всем им требовались компьютерные системы и программное обеспечение. Поставить их могла Prokom Software, фирма Краузе. Вскоре на ней трудились уже 3000 компьютерщиков. Ее самым большим заказом стала сложная компьютеризация государственной системы социального страхования. Свои самые большие сделки Краузе - как и многие другие предприниматели в те времена - заключал с государством.
Его коньком, как утверждает Die Welt, было умение поддерживать хорошие отношения с политиками любого толка. Он был дружен как с левым экс-президентом Польши Александром Квасьневским, так и с его консервативным преемником Лехом Качиньским, погибшим в прошлом году в авиакатастрофе.
С последним Краузе связывали особенно тесные отношения, пишет газета. "Пока жарким летом 2007 года - это было беспокойное время правления близнецов Качиньcких - в Польше не вскрылась афера. Качиньские хотели избавиться от своего популистского партнера по коалиции - партии, возглавляемой Анджеем Леппером, - и попытались путем провокации, организованной правоохранительными органами, уличить Леппера в коррупции". Краузе якобы загодя узнал об этом и проболтался.
Поскольку эта операция сорвалась, то не Леппер, а глава правительства Качиньский попал под подозрение в применении, мягко говоря, необычных методов. И Краузе оказался в центре политического скандала.
После этого дела предпринимателя пошли много хуже, продолжает автор статьи. Вдобавок разразился финансовый кризис. Три года Краузе занимал 5-е место, а в прошлом году с состоянием около 260 млн евро лишь 22-е место в списке богатейших людей Польши.
Но еще до этого Краузе своевременно расширил горизонты своих деловых интересов. Начиная с 2007 года, его фирма Petrolinvest приобрела доли в нефтедобывающих фирмах в России и в Казахстане. В России дела шли вяло, зато в Казахстане гораздо лучше. Но чтобы развить этот бизнес, предпринимателю пришлось скооперироваться с крупным концерном - французским Total.
Краузе пробовал заняться нефтью и в Конго. Здесь ему пришлось объединить свои усилия с польской фирмой King & King. Prokom предоставил фирме кредит в размере 750 тыс. евро. Теперь, согласно обвинению, предъявленному прокуратурой 30 декабря, он подозревается в предоставлении кредита неплатежеспособной фирме - отчего пострадали акционеры. Официальный представитель Краузе с возмущением возразил: "Все произошло с ведома акционеров, а исполнительные документы мы в итоге перепродали с выгодой". "Удивительно, - цитирует издание его слова, - что та же самая прокуратура в Катовице в 2006 году вынесла в сходном случае обратное решение, и дело было прекращено. Единственное отличие: тогда речь шла о государственной фирме, а сейчас - о частном капитале".
Интересно, однако, то, с чьей стороны внезапно получил поддержку Краузе. "Польша все же не Россия, и солидарность на Висле котируется все еще высоко: союзы предпринимателей критикуют прокуратуру и называют это дело пустой тратой денег налогоплательщиков", - отмечает газета.
Раньше, когда крупный предприниматель попадал в поле зрения следователей, такого не случалось. Коллеги Краузе упрекают прокуратуру в том, что она превысила границы своей компетенции. Возможно, Краузе подаст ходатайство о прекращении дела. Но, тем не менее, урон его репутации нанесен, заключает издание.