Северная Корея в третий раз с 2006 года провела испытания ядерного оружия. Как реагировать мировым лидерам, если запреты и санкции ООН не помогают? Военный удар по ядерным объектам Пхеньяна, как считают эксперты, нецелесообразен, а ключ к дипломатическому торможению программы - в руках у Китая, с которым тоже непросто. Наблюдатели советуют Западу подумать о "мягком ответе".
Очередное ядерное испытание в Северной Корее имело поистине взрывную силу - как в прямом, так и в переносном смысле, пишет Focus: сейсмическую активность удалось зафиксировать даже на территории Германии, и КНДР снова показала, что, несмотря на все новые санкции ООН, она не откажется от ядерной программы.
Так что же делать мировой общественности, если запреты и санкции ООН не помогают? - задается вопросом автор статьи. Военный удар по ядерным объектам Пхеньяна, как считает эксперт Гессенского Фонда исследования мира и конфликтов Ганс-Йоахим Шмидт, нецелесообразен по двум причинам: во-первых, неизвестно точное количество таких объектов, во-вторых, они в основном находятся в подземных бункерах. Единственно-возможным эксперту представляется торможение северокорейской ядерной программы дипломатическим путем.
"А ключ к этому дипломатическому успеху называется Китай, - объясняет специалист. - Северная Корея полностью зависит от своего соседа: КНР поставляет в страну 80-90% всех потребляемых в КНДР продуктов питания и нефти". Именно поэтому США, Япония и Северная Корея оказывают давление на Китай, расширяя свою противоракетную оборону морского базирования у его берегов.
С Китаем, конечно, все тоже не просто: китайское руководство по-прежнему рассматривает Северную Корею в качестве бастиона против США и демократической Южной Кореи. Да и "фронты" на деле пролегают не так четко, как принято полагать: Япония и Южная Корея враждуют между собой из-за группы островов, и в этом споре Север поддерживает своего южного соседа, говорится в статье.
В любом случае опасности ядерной гонки вооружений в регионе, как считает Шмидт, пока нет. "Угроза, исходящая от Пхеньяна, слишком мала, и ни одной заинтересованной стороне не нужна эскалация". Следовательно, отмечает Focus, новой холодной войны из-за Северной Кореи не будет.
Закрытая страна дала экспертам несколько подсказок по оценке ее ядерной программы, пишет Уильям Дж. Броуд в The New York Times.
Как это обычно бывает в закрытой Северной Корее, неясно даже, было ли последнее подземное испытание ядерным. Эксперты предполагают, что оно было именно таковым, основываясь на форме сейсмического сигнала и месте проведения взрыва, сообщает автор. Также остается неизвестным, использовался ли плутоний или обогащенный уран. США опасаются, что переход на уран позволит стране быстрее и более скрыто нарастить ядерный арсенал.
По словам ученых, относительно небольшой масштаб взрыва во вторник умерил их худшие опасения - по поводу водородной бомбы. При этом бывший директор Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мехико Зигфрид С.Хекер не исключает, что Северная Корея готова перейти на уран. По его словам, Пхеньян мог получить его от А.К.Хана, стоящего вне закона эксперта по ядерному оружию из Пакистана. Примерно такой же проект урановой бомбы он передал Ливии.
"Удалось ли режиму Ким Чен Ына создать усовершенствованную бомбу, которую можно запустить в направлении США? Продаст ли страна это оружие Ирану или террористическим группировкам? Сможет ли она шантажировать Южную Корею?" - задаются вопросами авторы редакционной статьи в The Christian Science Monitor.
Эти возможные опасности подталкивают США к ужесточению санкций. Тем не менее, прямые угрозы пока не принесли результата по одной простой причине: Китай обеспечивает жизненно важную экономическую артерию для Пхеньяна. Пекин не хочет, чтобы на его границе появилась объединенная Корея, к тому же союзник США. Возможно, пришло время опробовать более мягкий подход?
"С момента принятия закона 2004 года Америка распахнула двери для северокорейских беженцев, предоставляя им политическое убежище", - пишет издание, сожалея при этом, что ни Буш, ни Обама не использовали этот закон для того, чтобы побудить граждан Северной Кореи бежать. А ведь 20-40% жителей КНДР сейчас слушают радиотрансляции из-за рубежа, более половины смотрели иностранные DVD, рассказывают беженцы. "Такой контакт с внешним миром способен пошатнуть иллюзию рабочего рая", - полагают авторы статьи.
Издание советует администрации активнее распространять предложение политического убежища в Северной Корее: например, в "коммунистическом" Вьетнаме в 1950-е годы сбрасывали листовки с самолетов. Американский посол в Пекине мог бы посетить беженцев из КНДР, находящихся в Северном Китае, и предложить им подать документы на американскую визу.
"Мед свободы может оказать лучшее воздействие, чем уксус санкций", - заключают авторы статьи.