Вполне возможно, что Венесуэла оказывает Ирану помощь в отмывании денег. Во всяком случае, такие подозрения есть не только у немецких полицейских и таможенников, задержавших недавно в аэропорту Дюссельдорфа экс-министра финансов и бывшего главу Центробанка Ирана Тахмасба Мазахери, направлявшегося в эту латиноамериканскую страну с незадекларированным чеком на 300 млн боливаров (около 52 млн евро) - якобы для строительства 10 тысяч квартир, но и у американских властей, сообщает Der Spiegel.
То, что официальный Каракас помогал Ирану, было известно и ранее: обе страны, как говорится в статье, считаются союзниками, бастионами против "американского империализма". Венесуэла открыто поддерживает иранскую атомную программу и помогает Тегерану обходить международные санкции. Так, по данным Госдепа США, венесуэльский государственный концерн PDVSA поставлял, несмотря на санкции, топливо Исламской республике, а иранские банки - особенно государственный EBDI - очень активно вели себя в этой латиноамериканской стране. С помощью дочерних предприятий вроде Banco Internacional de Desarrollo, которое некоторое время возглавлял недавно задержанный Мазахери, банк маскировал закупки для иранского военного ведомства и снабжал денежными средствами различные организации, в том числе "Хизбаллу". В 2007 году министерство финансов США внесло данное финансовое учреждение, обозначенное в качестве "плохо замаскированного инструмента Ирана для обхождения санкций", в черный список. А Мазахери, закончивший свою миссию в Латинской Америке, встал при предшественнике нынешнего президента Ахмадинежада у руля Центробанка Ирана.
В настоящее время, как подчеркивают авторы статьи Йорг Диль и Рания Саллоум, немецкие правоохранители продолжают расследование, целью которого является установление связи между конфискованным чеком и отмыванием денег. Однако расследование экономических преступлений в Германии затруднено из-за местного законодательства - в отличие от других стран ЕС, в Германии необходимо доказать незаконное происхождение средств. В том случае, если немецким следователям не удастся установить эту связь в течение недели, ценную бумагу придется вернуть, подчеркивает Der Spiegel. К тому же экс-министр может воспользоваться некоторыми неточностями в немецком праве: юристы до сих пор не могут разобраться, обязательно ли по немецкому таможенному кодексу (согласно которому при въезде в ЕС декларируются денежные средства и ценные бумаги стоимостью более 10 тысяч евро) декларировать подобный свободно индоссируемый чек.