Сайт газеты The Washington Post продолжает публикацию "связанных с российской политикой" статей под общим названием "Обезьянья клетка". На этот раз политолог из Университета Эмори Томас Ремингтон отобрал 10 основных факторов, из-за которых российский бюджет, по его мнению, будет испытывать нарастающее давление.
Первым номером в его списке указан "долгосрочный спад экономики". Ее зависимость от экспорта энергоресурсов при президенте Путине возросла, а доля других товаров и услуг в общем объеме экспорта, наоборот, сократилась. Стабильный рост в 2000-2008 годах лишь "замаскировал глубинную слабость российской экономики", которая затем проявилась в размахе рецессии 2009 года и медленных темпах последующего восстановления.
Второй источник неприятностей - демография. "Ожидаемая продолжительность жизни медленно растет, а уровень рождаемости очень низок. Трудовые ресурсы начали сокращаться... Количество неработающих людей на каждую единицу занятого населения быстро возрастает", - рассуждает Ремингтон. В результате наблюдается "рост расходов на пенсии и медицинское обслуживание".
Положение усугубляется "амбициозными финансовыми обязательствами", которые взял на себя Путин, продолжает автор статьи. В числе прочего он имеет в виду "крупномасштабные инфраструктурные и показательные проекты", такие как зимние Олимпийские игры. "Вне зависимости от того, насколько невероятная дороговизна Олимпиады в Сочи связана с безобидной недооценкой затрат, коррупцией или всепроникающей неэффективностью, бремя расходов на Игры - лишь один из источников сильного давления на государственный бюджет России", - указывает политолог.
Еще один неблагоприятный фактор, с его точки зрения, - рост расходов на оборону, тем более что в России он происходит "за счет отчислений на здравоохранение и образование".
Отдельным пунктом Ремингтон упоминает и "существенное повышение зарплаты высокопоставленным правительственным чиновникам и госслужащим в целом".
Под номером 6 значатся обязательства по "майским декретам" Владимира Путина. Так Ремингтон называет предвыборные статьи 2012 года, в которых были поставлены "амбициозные цели", частично с указанием конкретных сроков, в которые их надлежит достигнуть. Так возникли "необеспеченные обязательства", из-за которых ряд региональных правительств уже находится "на грани финансового краха".
Падение доверия со стороны инвесторов (следующий фактор) порождает отток капитала и, как следствие, утечку мозгов, а также снижение потребительского доверия. Все это способствует снижению конкурентоспособности российской промышленности на мировых рынках, замедлению роста экономики и увеличению ее зависимости от экспорта полезных ископаемых.
Восьмая проблема - "неэффективность налоговой системы". Сюда, по Ремингтону, относится, например, зависимость поступлений в казну от цен на нефть, единая (а не прогрессивная) шкала подоходного налога, а также общая неэффективность механизма сбора налогов.
"Очень неэффективный и коррумпированный" сектор ЖКХ - еще один источник давления на бюджет. Чтобы погасить недовольство общества, правительству пришлось заморозить ставки, рассказывает политолог, а это, в свою очередь, ведет к образованию дефицита средств, пополнять который придется опять же из бюджета.
Наконец, десятый бич российского бюджета Ремингтон видит в изменении структуры трудовых ресурсов: общая их численность начинает сокращаться, тогда как доля госслужащих резко растет. "Во многих бедных регионах работа в государственном секторе - это разновидность социального пособия, но для его финансирования требуется увеличение субсидий федерального правительства".
Что же делает российская власть, чтобы справиться с перечисленными сложностями? Помимо ряда финансовых маневров, она использует и средства из идеологического арсенала, такие как "усиление политического контроля за СМИ" и "консервативную программу в общественной сфере" - "потворство РПЦ", "антигейское" законодательство, "закон Димы Яковлева", "попытки насадить в школьной программе единую, националистически окрашенную интерпретацию истории России".
Все перечисленные средства носят краткосрочный характер, пишет Ремингтон, а некоторые из них даже усугубляют проблемы. По его мнению, "для долгосрочного решения финансовых проблем России пришлось бы не только провести всеобъемлющую структурную реформу экономики, но и пересмотреть политические институты, что дало бы возможность выстроить новый общественный договор. Перезаключение общественного договора - задача куда более сложная, чем подготовка к Олимпиаде в Сочи".