Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 января 2000 г.

Иан Трэйнор | The Guardian

Угодив в чеченскую трясину, Россия вновь применяет риторику холодной войны и ядерные аргументы

Война в Чечне является лишь одним из симптомов распада российской военной машины, считает автор. Неспособность провести необходимые структурные реформы привела к тому, что Россия сейчас как никогда ранее зависит от своих огромных ядерных арсеналов. Президентский указ N24, снижающий порог, при котором Россия может прибегнуть к использованию ядерного оружия, и официально возрождающий враждебную по отношению к Западу риторику, является первой попыткой Путина остановить деградацию военного потенциала России, - пишет британская газета.

Корреспондент делится своими впечатлениями о пребывании в Чечне и о состоянии российской армии. По его словам, один из первых вопросов, который задают российские солдаты иностранцам, приезжающим в Чечню - о том, сколько получает солдат или полицейский в Великобритании. Ничего удивительного, отмечает автор, принимая во внимание развал и падение морального духа в когда-то могучей Красной Армии.

"Россияне увязли в Чечне, - говорит военный аналитик Павел Фельгенгауэр. - Они ее проигрывают. Российская армия не обладает достаточным потенциалом. Командование допускает глупые тактические ошибки".

Однако война в Чечне является лишь одним из симптомов деградации российской военной машины, считает автор. Неспособность провести необходимые структурные реформы привела к тому, что Россия сейчас как никогда ранее зависит от своих огромных ядерных арсеналов.

Сегодня исполняющий обязанности президента России Владимир Путин озвучивает новую концепцию национальной безопасности. Он подчеркивает, что боеготовность обычных вооруженных сил находится на критически низком уровне, и в то же время говорит о более широких критериях возможного использования Россией ядерного оружия.

"Наша страна была великим, могучим и сильным государством, и ясно, что возрождение ее величия невозможно без создания мощных вооруженных сил", - заявил Путин.

Неясно, - пишет газета, - как он собирается достичь этой цели. Он пообещал увеличить военные расходы на 57% и объявил о выделении на войну в Чечне дополнительно 60 млн. фунтов стерлингов.

Однако Путин, видимо, понимает, что ослабление вооруженных сил вызвано более широкими причинами социального и экономического характера. В армии обычным делом стали самоубийства и дедовщина. По сведениям правозащитных организаций, в год там совершается 1000 самоубийств и около 4000 убийств.

Боеготовность, выучка и материальное обеспечение в армии далеко не соответствуют нормам, отмечает автор статьи.

"Деградация в последние годы возрастает; ситуация значительно ухудшается", - цитируются в статье слова военного эксперта Сергея Соркута.

Почти 300 российских миротворцев были отозваны из Косово из-за прецедентов, связанных с алкоголизмом, наркоманией, отсутствием дисциплины, а также криминальных эксцессов и неадекватной профессиональной подготовки.

Если в войсках низок моральный дух, то военную верхушку раздирают внутренние конфликты.

Несмотря на сделанное Ельциным несколько лет назад заявление, что к 2000 году армия станет профессиональной, никакого прогресса в данном направлении не наблюдается.

Министр обороны Игорь Сергеев находится в состоянии конфликта с начальником генерального штаба Анатолием Квашниным, которого считают "ястребом". Квашнин руководил прошлой чеченской кампаний, завершившейся для России поражением.

На этой неделе маршал Сергеев высказался в поддержку плана создания нового командования элитными ядерными силами - РВСН, ядерным подводным флотом и стратегической авиацией. По его словам, это позволит России сохранить ядерный потенциал без ущерба для обычных вооруженных сил. Однако генерал Квашнин и Генштаб выступают против данного плана, поскольку он лишит их роли координатора действий этих трех ключевых звеньев.

"Квашнин ведет российскую армию в развалу, - говорит Фельгенгауэр. - Армейские профессионалы его ненавидят и у него много врагов. Между Квашниным и Сергеевым существует давняя вражда".

Тем не менее, отмечается в статье, у Сергеева тоже много влиятельных врагов в ВМФ и ВВС, которым урезали финансирование из-за разработки проекта создания нового поколения высокоточных МБР Тополь-М, в поддержку которого выступал министр обороны.

Генералы тоже ведут борьбу за расположение Путина. Он только что пообещал выделить ВМФ и ВВС больший кусок пирога, в связи с чем можно предположить, что Квашнин в этой борьбе одерживает победу.

Президентский указ N24, снижающий порог, при котором Россия может прибегнуть к использованию ядерного оружия, и официально возрождающий враждебную по отношению к Западу риторику, является первой попыткой Путина остановить деградацию военного потенциала России.

Источник: The Guardian


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru