Став президентом, Джордж Буш пообещал "распрощаться с Холодной войной и "пересмотреть требования ядерного сдерживания". На прошлой неделе Пентагон обнародовал новый "Обзор Ядерных Позиций", в котором делается попытка конкретизировать предложения, сделанные во время кампании Буша.
Внешне результаты кажутся впечатляющими. США предлагают в течение десяти лет сократить стратегический ядерный арсенал с 7200 до 1700-2000 боеголовок, находящихся на боевом дежурстве. Администрация планирует провести эти сокращения в одностороннем порядке, но ожидает, что Россия ответит взаимностью.
Однако, если вглядеться внимательнее, обзор, как это ни печально, не выполняет своих задач. В нем сохранилась логика Холодной войны, которую Буш совершенно справедливо назвал "устаревшей". Запланированные сокращения обратимы, Россия остается основной мишенью ядерных сил США, нежелание вести переговоры об обязательных ограничениях наверняка вызовут недоверие, подорвут стабильность, которую должны были создать такие сокращения.
Пентагон назвал запланированные сокращения историческими, но они практически идентичны диапазону в 2000-2500, предложенному президентом Биллом Клинтоном в 1997 г. Буш добился чуть более низких цифр благодаря бухгалтерской хитрости - он изменил старое правило подсчета единиц ядерного оружия. Администрация не принимает во внимание 200-400 боеголовок, которые размещены в системах, подлежащих реконструкции.
Еще больше беспокоит тот факт, что Буш не обещает уничтожать боеголовки. Вместо этого большая часть из них - если не все - будут отправлены на хранение. Мало того, Пентагон планирует сохранять весь арсенал баллистических ракет и бомбардировщиков, за исключением давно планирующегося демонтажа 50 ракет MX наземного базирования и конверсии четырех подводных лодок "Трайдент". В результате США в течение недель или месяцев могут восстановить крупные ядерные силы.
В результате вместо того, чтобы сократить американский ядерный арсенал, администрация Буша просто снимает значительную часть вооруженных сил с боевого дежурства. И даже это скромное преобразование будет происходить в течение десяти лет. Это не очень впечатляет, если вспомнить, что в 1991 г. Буш-старший всего за несколько недель снял с боевого дежурства все американские бомбардировщики и 450 ракет наземного базирования.
Почему так мало изменений в ядерных позициях США, и почему они происходят так медленно? Для этого есть две причины.
Во-первых, хоть Буш и говорит, что "предпосылки доктрины выбора целей времен Холодной войны больше не диктуют нам определенные размеры нашего арсенала", именно они продолжают диктовать объемы вооружений. Пентагон по-прежнему предполагает, что для успешного сдерживания США должны быть способны атаковать около 2200 целей в одной только России. Эта цифра уменьшится после того, как сократится российский ядерный арсенал, но философия выбора целей не изменилась. Буш утверждает, что доверяет России, но ядерная стратегия США строится на основании предпосылки, что Россия - враг Америки.
Во-вторых, администрация утверждает, что в мире, полном неопределенностей, США должны сохранить гибкость, возможность быстро реагировать на любые угрозы, которые могут возникнуть в будущем. Именно поэтому Пентагон называет оружие, которое будет храниться "оперативно реагирующим". Именно поэтому администрация отказывает Москве, пытающейся начать переговоры об обязательных лимитах вооружений.
Такой подход чреват реальными опасностями. Если США сохранят гибкость, ее сохранит и Россия. Президент России Владимир Путин, скорее всего, последует примеру Буша и сложит тысячи боеголовок на складах. Но будущее российское правительство может вернуть боеголовки на боевое дежурство, в силу какого-нибудь конфликта с Западом или опасности со стороны Китая. Даже если этого не произойдет, российское оружие будет легкой добычей для воров.
Как на самом деле должны выглядеть ядерные позиции после Холодной войны? США не могут повернуть время вспять и не изобретать атомную бомбу. Но они должны вместе с Россией работать над тем, чтобы уменьшить роль ядерного оружия в мировой политике.
Вашингтону и Москве следует сократить оборонительные силы до 1000 боеголовок или менее, а остальное - уничтожить. Перспектива взрыва десятков, не говоря уже о сотнях боеголовок, вполне способна сдержать кого угодно.
Эти сокращения должны быть вписаны в договор. Обязательный для исполнения документ должен не только ограничивать количество ракет и боеголовок, но и предусматривать тщательный контроль и различные формы проверок. Без договора неопределенность будущих намерений и возможностей приведет к росту подозрительности и может помешать продолжающемуся сближению Вашингтона и Москвы.
Предложенные Бушем сокращения ядерных вооружений не являются обещанным пересмотром ядерной политики США. Прошло уже десять лет с момента окончания Холодной войны. Пора перестать заниматься очковтирательством и внести фундаментальные изменения в американскую ядерную политику.