Политический кризис в Иране, вызванный субботним решением Совета стражей революции (возглавляемого консерваторами) не допустить тысячи кандидатов-реформаторов к участию в парламентских выборах 20 февраля, еще более обострился в минувший вторник.
Президент Мохаммад Хатами пригрозил коллективной отставкой всех представителей его лагеря - вице-президентов, министров, депутатов и др., если Совет стражей не пересмотрит своего решения, которое реформаторы уже назвали "государственным переворотом".
"Мы или вместе уйдем, или вместе останемся", - заявил президент, выступая перед назначенными им губернаторами 27 иранских провинций (некоторые из них еще в воскресенье пригрозили уходом в отставку). "Моя историческая миссия на этом этапе заключается в том, чтобы не допустить захвата рычагов власти незаконными методами", - заявил он.
Упомянутая мера коснулась более 3600 кандидатов из 8157 (около 45%), в том числе 84 ныне действующих депутата-реформатора (против 8%, подвергнувшихся аналогичной "фильтрации" в 2000 году).
Большинство кандидатур было отвергнуто за "неуважение к исламу", а также за "нелояльность к Конституции" и непризнание принципа велаят-е факих - примата религиозного начала в политических делах, из которого проистекают широкие полномочия духовного лидера страны.
Если в конце недели Мохаммад Хатами призывал своих сторонников соблюдать спокойствие, то теперь он идет на опасное обострение конфликта. Однако его угрозы вызваны также необходимостью: Хатами хочет избежать критики со стороны собственного лагеря.
Реформаторам, занимающим оборонительные позиции после последних парламентских выборов и дезавуированным иранской общественностью, нечего терять в этой битве. Сейчас они изо всех сил пытаются восстановить утраченные позиции, борясь за симпатии населения, разочаровавшегося в своих надеждах на перемены.
Вчера вице-президент Мохаммад Саттарифар ясно заявил, что "если правительство чувствует себя не в состоянии выполнять свои обязанности, в частности в обеспечении права нации на свободные выборы, то оно должно осознать, что у него нет никакого резона продолжать выполнять свои функции".
Шесть министров уже официально заявили о своем намерении уйти в отставку; так же поступили и четыре вице-президента, не считая руководителей низшего звена и 27 губернаторов, принятых вчера Хатами. Одним словом, иранский президент столкнулся с нарастающим давлением со стороны собственного лагеря, требовавшего от него занять более твердую позицию.
В настоящее время между президентом Хатами, духовным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи и другими руководителями страны идут дискуссии. Али Хаменеи настаивает на необходимости урегулировать кризис правовыми методами. Совет стражей революции не исключает возможности пересмотра своего решения, что может вылиться в затяжную судебную процедуру.
Однако обстановка в стране остается чрезвычайно напряженной. Около 80 действующих депутатов привели в исполнение свою угрозу устроить сидячую забастовку протеста в здании парламента, в котором они провели вчера уже третью ночь.
Днем там произошло несколько стычек после того, как к зданию подошла делегация студентов-прогрессистов, пришедших поддержать забастовщиков. Вчера же около 2000 религиозных деятелей, собравшихся в городе Куме, заклеймили "изменников" и пригрозили пойти маршем на столицу, если те будут продолжать свою акцию.
Но, как бы то ни было, реформаторский лагерь твердо придерживается занятой позиции. Мохаммад Джахроми, официальный представитель Центральной комиссии по надзору за ходом выборов (подчиняющейся Совету стражей революции), заявил, что Совет выполнит "свой долг перед законом и религией" и не уступит "давлению и шантажу".
Следует отметить, что в последние годы реформаторы, усилия которых сводят на нет их противники, контролирующие госаппарат, не раз грозили выходом в отставку, и это вызывает недоверие к их нынешним угрозам.