Интервью с Иржи Маковым - профессором сравнительной политологии в университете города Регенсбург
- Профессор Маков, стала ли Украина после победы Виктора Ющенко ближе к Европе?
- В результате выборов Украина совершила решающий шаг в сторону Европы. Однако проблемы, которые отдаляют страну от Европы, решены не были. "Оранжевую революцию" следует понимать, скорее, как исторический шанс. Впервые за несколько сот лет у этой страны есть возможность вновь сблизиться с Европой.
- Считаете ли вы, что более реальной стала перспектива вступления Украины в ЕС?
- Да, но по-прежнему существует проблема перенасыщения ЕС приемом новых членов. Расширение ЕС на восток произошло всего девять месяцев назад, и до сих пор никаких проблем не было. Если не произойдет ничего плохого, то и жители Западной Европы могут привыкнуть к тому, что принятие новых стран - это долгосрочный проект. К тому же, в отличие от Турции, Украина всегда была и будет частью Европы.
- А что с Россией? Растет ли в Москве страх быть изолированными после "оранжевой революции"?
- Растет страх потерять Украину, которую Москва вот уже много столетий рассматривает как свою собственность. Не нужно питать иллюзии, Украине еще десятилетия придется оставаться в сфере влияния Москвы, даже с новым руководством, которое стремится к интеграции с Западом. Экономические и политические связи слишком тесны. Ни один реалистично мыслящий политик, коим является Юшенко, не может себе представить вступление в ЕС и замораживание отношений с Россией.
- Какие проблемы существуют на восточной внешней границе ЕС?
- Страны теряют свое особое положение между Востоком и Западом. Они должны вводить западноевропейские стандарты. Польша, Венгрия и страны Балтии имеют очень развитую экономику по сравнению с Украиной и Россией. Но времена, когда этим можно было утешаться, прошли. Теперь им нужно мерится силами с Германией, Францией и Италией. Это создает социально-психологические проблемы, усиливается комплекс неполноценности.
- Сейчас эти страны догоняют Европу с экономической точки зрения. Что произойдет, если этот процесс застопорится?
- Люди скажут, что ЕС им ничего не принес. Это опасная ситуация, которая может повлиять на весь ЕС. Воодушевление относительно ЕС на Востоке по-прежнему велико. Но если настроение изменится на постоянное недовольство, то в Европе выйдут наружу все социальные и экономические различия, в том числе между остальными странами ЕС. В этом случае существует опасность раскола.
- Возможно ли в Белоруссии такое же развитие событий, как и на Украине?
- Белорусский режим имеет сходство с режимом на Украине и в России. Он лишь внешне стабилен, это фасад. Александр Лукашенко пользуется относительной популярностью, но от этого государство лучше не функционирует. Как для Белоруссии, так и для России действует правило: как только человек, воплощающий режим, становится слабее, вся система ставится под угрозу. Взрывоопасный характер это приобретает, когда встает вопрос о преемнике: как и в случае с Кучмой на Украине, как в России в 2008 году, когда Путин официально больше не сможет идти на выборы. Лукашенко сейчас крепко держится в седле, но удара можно ожидать с другой стороны. Если он больше не будет нужен Путину, и у власти его тоже не будет. Но сейчас на это рассчитывать не приходится.