Как стало известно из опубликованного в пятницу доклада Конгресса, большая часть средств, выделяемых США в рамках программы экономической помощи, направленной на то, чтобы удержать российских ученых от продажи информации об оружии массового уничтожения террористам, по всей видимости, была выплачена специалистам, которые никогда не заявляли о том, что у них имеется опыт работы в ядерной, химической или биологической сферах.
Кроме того, аудиторы выяснили, что во многих случаях пособия перечислялись ученым, которые слишком молоды для того, чтобы участвовать в советских программах по разработке оружия. Таким образом, вместо того, чтобы служить определенным законом целям, некоторые гранты помогли России и Украине подготовить новых специалистов.
Авторы доклада Главного бюджетно-контрольного управления Конгресса США (GAO) настоятельно призывают Министерство энергетики капитально пересмотреть программу по нераспространению ядерного оружия и предложить механизм ее закрытия. Некоторые российские чиновники заявили аудиторам, что в такой программе, с учетом улучшения экономической ситуации в России последних лет, больше нет необходимости.
Представители Национального управления ядерной безопасности (NNSA), которое осуществляет надзор за этой программой, в приложении к докладу GAO сообщают, что считают данную программу оправданной и будут поддерживать ее и в дальнейшем. Представитель NNSA воздержался от дополнительных комментариев по этому приложению.
Сенатор-демократ Бенни Томпсон, председатель комитета Палаты представителей по внутренней безопасности, в котором был подготовлен данный доклад, заявил, что NNSA "следует еще раз серьезно оценить ту пользу в сфере нераспространения оружия массового уничтожения, которую приносит данная программа", и усомнился целесообразности ее дальнейшего финансирования.
"В GAO сформулировали несколько неудобных вопросов о том, действительно ли в рамках программы по нераспространению оружия массового уничтожения финансирование получали представители молодого поколения (российских) ученых, работающих над разработкой оружия", - сказал конгрессмен Джон Дингелл, также демократ, председатель комитета Палаты представителей по энергетике и торговле.
Эта программа, известная как "Инициатива по нераспространению оружия массового уничтожения" (IPP), была создана после развала СССР в 1991 году и направлена на обеспечение экономической поддержки и создание рабочих мест для российских ученых, имеющих отношение к разработкам ядерного, химического и биологического оружия. Поскольку многие из них лишились работы, возникли опасения, что с учетом имеющихся у них знаний ученые могут за деньги предоставить информацию или свои услуги террористам.
Как сказано в докладе GAO, по состоянию на октябрь минувшего года были завершены или находились на том или ином этапе 929 проектов IPP. В них были задействованы 200 НИИ в России и других странах бывшего советского блока. Как стало известно ревизорам, не так давно действие программы было распространено на Ливию и Ирак.
Но, говорится в докладе, в Министерстве энергетики преувеличили успех этой программы - как в том, что касается числа задействованных ученых, которым оказывалась финансовая поддержка, так и относительно количества созданных в частном секторе рабочих мест.
Аудиторы выяснили, что из 6450 специалистов, работающих в случайно отобранных проектах и получающих деньги по этой программе, более половины никогда не заявляли о том, что у них имеется опыт работы с оружием массового уничтожения - ядерным, химическим или биологическим, - и не имели возможности осуществлять такого рода передачу знаний, на предотвращение которой и направлена эта программа.
По данным Министерства энергетики на апрель 2007 года, в рамках программы вспомоществования было создано 2790 долговременных рабочих мест в частном секторе. Аудиторам же в ходе ревизии 48 проектов "не удалось получить доказательства существования многих из этих рабочих мест".
Кроме того, сотрудники GAO выяснили, что многие из тех ученых, которые получали помощь, родились в 1970 году или позднее и, "следовательно, слишком молоды для того, чтобы участвовать в советских программах по разработке оружия массового уничтожения", говорится в докладе.
Как сообщили ревизорам чиновники из 10 НИИ биологического и ядерного профиля в России и на Украине, вместо того чтобы снижать риск продажи опасной информации террористам, американская программа попросту помогает им привлекать, набирать на работу и удерживать молодых ученых.
По данным авторов доклада, в настоящее время 35 из проводимых Министерством энергетики в рамках IPP проектов, охватывающие 17 российских и украинских институтов, нецелесообразны.
Министерство энергетики, говорится в докладе GAO, вместо того чтобы искать пути прекращения программы IPP, распространило ее на другие страны, так что теперь помощь получают ученые Ливии и Ирака. Кроме того, деньги идут на автономный проект Министерства энергетики, так называемое Глобальное партнерство в области ядерной энергетики, которое направлено на расширение сферы применения ядерной энергии в мирных целях.