Впервые со времен холодной войны Россия выслала работающего в Москве американского журналиста, передает корреспондент The Guardian Люк Гардинг.
Дэвид Сэттер работал в Москве с сентября прошлого года. В декабре он отправился в Киев, чтобы возобновить визу. "Компетентные органы сочли ваше присутствие на территории Российской Федерации нежелательным, - заявили ему в посольстве. - Вам отказано во въезде в Россию". "Компетентные органы" - это ФСБ, могущественная разведывательная и контрразведывательная служба президента Владимира Путина", - расшифровывает Гардинг.
Выдворение журналистов было визитной карточкой холодной войны, говорится в статье. В 1960-1980-е Кремль выслал из страны целый ряд американских корреспондентов. Последним в 1982 году персоной нон грата был объявлен глава московского бюро журнала Newsweek Андрей Нагорский. При Путине ФСБ вернулась к кагэбэшным методам притеснения иностранных журналистов, демонстративно вламываясь в их квартиры, устанавливая за ними слежку и вызывая на допросы.
По словам самого американского журналиста, отсутствие объяснений со стороны МИДа говорит о том, что российские службы безопасности видят в нем угрозу. "Это формулировка, которую применяют к шпионам, - приводит его слова The Guardian. - За почти сорокалетнюю карьеру писателя и репортера, занимающегося Россией, я ни разу не видел, чтобы ее применяли к журналистам".
В 1976 по 1982 год Сэттер был московским корреспондентом Financial Times. В начале 1990-х он снова работал в российской столице, а осенью 2013 года вернулся в Москву уже в качестве советника вещательной компании Radio Free Europe/Radio Liberty. Он также работал над книгой о постсоветской истории России.
Сэттер точно не знает, почему ему отказали в визе, но предполагает, что это может быть связано с его статьями о подрывах жилых домов в Москве в 1999 году. "Путин тогда обвинил в терактах чеченских террористов, - напоминает автор. - Он немедленно воспользовался взрывами для оправдания второй чеченской войны, карательной и разрушительной".
"Сэттер и ряд других журналистов полагают, что взрывы могли быть секретной операцией ФСБ по поднятию рейтинга Путина и обеспечению его победы на выборах", - пишет Гардинг.
Выдворенный журналист язвительно отзывается о некритичности Белого дома в отношениях с Кремлем. "Думаю, мое выдворение показало истинное лицо "перезагрузки", - говорит Сэттер. - Она была бессмысленна с самого начала. Она не учитывает реалий российской жизни и политики: относится к России как к нормальной демократически стране, а не как к обществу, где всем заправляет небольшая группа людей, которая заботится только о себе, и материально, и политически. Это самообман, из-за которого труднее ликвидировать последствия".
"По всей видимости, последнее слово о том, кого впускать в страну, а кого нет, теперь принадлежит ФСБ", - делает вывод Гардинг.