В декабре в Испанию прибыл поезд Yixinou - первый прямой товарный состав, который связывает Иберийский полуостров с Китаем. Испанские предприниматели возложили на этот поезд огромные надежды, отмечает El Pais. Железнодорожный маршрут Мадрид-Иу, самый длинный в мире, был задуман как колоссальная двусторонняя торговая магистраль, отмечает журналистка Анна Карбахоса.
Из Китая поезд привез разнообразные товары широкого потребления. "В то время с помпой объявлялось, что вагоны отправятся в обратный путь из Испании, набитые вином, оливковым маслом, молочными продуктами и даже хамоном - продуктами, которые все больше ценит растущий средний класс в Китае", - говорится в статье. Ожидалось, что поезд в Китай отправится в середине января, чтобы китайцы могли лакомиться испанской едой на китайский Новый год, 19 февраля.
Но возникло множество помех, и контейнеры остаются пустыми, сообщает корреспондент.
"Главные препятствия, с которыми столкнулись испанские предприниматели, - зимняя погода, под воздействием которой окажутся продукты в пути через Россию, а также рост транспортных издержек", - говорится в статье. Ожидается, что на следующей неделе в Испанию прибудет официальная делегация из города Иу, которая попытается простимулировать этот проект, имеющий для Пекина особую политическую важность.
Маршрут Мадрид-Иу - часть намного более широкого проекта Китая, задача которого - доставка товаров во внутренние районы. Модернизация существующих маршрутов и создание новых должны сформировать новый "Шелковый путь", который включает в себя связи с Россией, Монголией и Казахстаном, а также с Мьянмой, Бангладеш и Индией, пишет Карбахоса.
"Сложности с заполнением поезда на обратном пути отчасти отражают асимметрию испано-китайского торгового баланса: китайская продукция ввозится массированно, тогда как испанская экспортируется в гораздо меньшем масштабе", - говорится в статье. Правда, для Испании Китай - 4-й по важности рынок экспорта, после США, Марокко и Турции.
Поезд быстрее и надежнее, чем корабль, особенно для перевозки скоропортящейся продукции и электроники, однако наземные перевозки на 20-30% дороже, чем морские.
Город Иу - огромный оптовый торговый центр, снабжающий зонтиками и елочными украшениями полмира. Он находится в провинции Чжэцзян, из которой родом 70% китайцев, живущих в Испании. Среди предпринимателей, которые заинтересовались экспортом из Мадрида по железной дороге, много китайцев, продолжает журналистка.
Туфан Халаджи, директор немецкой транспортной компании InterRail Services GmbH, перечислил проблемы, с которыми столкнулись испанские экспортеры: "Вначале они хотели везти вино, но при минусовой температуре 20-30 градусов оно может испортиться. Оливковое масло тоже не выдержит такого мороза, если не везти его в специальных сосудах". Возникла идея: в Восточной Европе, до пересечения российской границы, перекладывать товар в контейнеры, где температура регулируется.
Сесар Хименес из компании Kerry Logistics полагает: если Пекин не надумает субсидировать транспортировку в значительной мере, расходы испанских экспортеров вряд ли будут окупаться, передает издание.