Италия настолько удовлетворена ролью в Ираке, что через 18 месяцев возглавит командование операциями НАТО в Афганистане. Сильвио Берлускони не отдает роли, напротив, он удваивает их число, более того, утраивает, поскольку Италии приблизительно в этот же период еще предстоит возглавить миротворческие силы в Боснии.
Пребывание в Ираке завершится еще не скоро - председатель совета министров заявил, что итальянские солдаты останутся там, "до тех пор, пока временное правительство и правительство, которое придет к власти после выборов, сочтут это необходимым, чтобы гарантировать минимум общественного порядка, без которого нельзя говорить ни о демократии, ни о правовом государстве". В итоге роль Италии на международной арене становится все более выдающейся.
Но с этой ли целью проводятся саммиты между премьер-министрами, как, например, вчерашняя двусторонняя встреча в Лондоне с Тони Блэром? Несомненно, было бы неблагородно утверждать, что эти переговоры - уход от сложных насущных проблем. Но нет сомнения в том, что Берлускони и Блэр были счастливы, что могут помолчать о своих внутриполитических проблемах.
В ходе заключительной пресс-конференции, Блэр не подтвердил информацию, распространенную BBC, о его намерении уйти в отставку, а Берлускони не ответил на вопрос о заместителе: он напомнил, что сегодня он будет в парламенте один и лишь там он будет говорить "о пустоте, образовавшейся в правительстве в связи с отсутствием министра финансов и экономики".
Гораздо приятнее, конечно, в течение нескольких часов принимать почести, которые ему оказывает друг Блэр: почетный караул и оркестр Ирландской гвардии в меховых шапках под палящим солнцем и обед в Ланкастер Хаус.
В совместном заключительном коммюнике с искренностью говорится, что между двумя странами сложились настолько "прекрасные отношения", что трудно отыскать повод для разногласий.
Подобные двусторонние встречи проводятся довольно редко: начали подобную практику Франция и Германия, затем у Лондона вошло в привычку встречаться с Парижем, теперь Блэр и Берлускони проводят ежегодные встречи. Поэтому итальянские министры имели возможность видеться с британскими коллегами, в то время как Берлускони находился на Даунинг-стрит. Недоставало лишь министра экономики, хотя канцлер казначейства Гордон Браун видел своего временного собеседника, Берлускони, лишь за столом.
В ходе переговоров были подтверждены позиции по Европе (поддержка конституции и Дурао Баррозо, как председателя Комиссии, обязательства по упрощению процедур и устранению бюрократических препятствий). Новым моментом стало то, что Соединенное Королевство и Италия будут совместно организовывать возвращение на родину нелегальных иммигрантов. Но международная политика, совершенно очевидно, является сферой, в которой Лондон и Рим достигли наибольшего согласия, они проводят практически общую политику.
По Ираку два премьера говорят на одном языке: Блэр показывает, что не боится доклада Батлера по ошибкам секретных служб. Этот документ будет обнародован сегодня, но британский премьер ознакомился с ним заранее. А Берлускони сказал, что оружие массового поражения, "ядерное, биологическое и химическое", было "просто уничтожено" Саддамом. Ирак, продолжил итальянский премьер, "нормальная страна, с водой, электричеством, школами и больницами", но "мы видим по ТВ лишь негативные факты". Более того, "оккупация ликвидировала опасность распространения оружия массового поражения", а в случае с Ливией, которая отказалась от ядерного оружия, можно сказать, что "президента Каддафи убедил пример того, что случилось с Саддамом". Результат? "Не иметь ядерных ракет, которые могут упасть на европейские столицы".
Следствием взаимопонимания в Лондоне стала своего рода эстафета по Афганистану и Боснии, условия которой будут урегулированы совместной рабочей группой: Италия возглавит командование интервенционными силами НАТО в Афганистане в конце 2005 года и затем передаст его Соединенному Королевству.
В Боснии, после того как истечет мандат Лондона в качестве командующего миссией Eurofor, ему на смену готов прийти Рим. Берлускони не скрывал своего удовлетворения: "Блэр подтвердил, что он испытывал смущение, когда принимал итальянских премьер-министров, менявшихся один за другим. Наконец, в Италии появилась коалиция, которая в течение пяти лет руководит страной", - она может гарантировать, помимо прочего, последовательность во внешней политике".