Во вторник суд отказался отпустить под залог по медицинским показаниям Платона Лебедева, делового партнера Михаила Ходорковского, также сидящего в тюрьме. В среду состоится очередное заседание суда.
В понедельник Михаил Ходорковский, которому предъявляются обвинения в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве, предложил отдать все свои акции ЮКОСа, чтобы предотвратить банкротство компании и оплатить ими предъявляемое компании налоговое требование.
Появляется все больше и больше признаков того, что борьба между властями и ЮКОСом может повлиять на доверие к российской нефтяной индустрии в долгосрочной перспективе. В своем ежемесячном отчете о состоянии нефтяного рынка Международное энергетическое агентство заявило, что оно займет более консервативную позицию в отношении роста поставок российской нефти в следующем году. Организация заявила, что хотя, вероятнее всего, производству нефти ЮКОСом не дадут упасть слишком сильно, оно все же может быть подвержено сокращениям до конца этого года. Дело ЮКОСа может открыть вопросы о долгосрочном росте и инвестициях в Россию, отметило агентство.
Ходорковский, сидя в клетке в зале суда, сообщил FT через своего адвоката во время перерыва в слушаниях, что крупные акционеры ЮКОСа готовы передать свои собственные акции совету директоров ЮКОСа. Если совет директоров сумеет договориться с правительством, эти акции могут быть использованы для урегулирования налоговых требований к ЮКОСу.
ЮКОС, некогда крупнейшую и самую успешную нефтяную компанию в России, подтолкнули к грани банкротства в рамках более широкой кампании наступления на Ходорковского и его деловых партнеров. Ходорковский контролирует 44% акций ЮКОСа через группу "Менатеп". По сегодняшним рыночным ценам его доля оценивается в 7,4 млрд долларов.
По словам Ходорковского, сейчас ведутся переговоры с правительственными чиновниками о судьбе компании, а не о его собственном будущем.
Ранее ЮКОС заявил, что готов выплатить правительству 8 млрд долларов в течение трех лет. В понедельник российское правительство дало понять, что изучает это предложение.
В понедельник слушания были посвящены, в основном, процессуальным вопросам и состоянию здоровья Лебедева, однако и Лебедев, и Ходорковский получили возможность сделать свои первые заявления. Адвокаты подали прошение о проведении полного независимого медицинского обследования Лебедева, которому поставлен диагноз "хронический гепатит".
Адвокаты представили медицинскую оценку Джона О'Грэди из Кинз-Колледж в Лондоне, которую тот дал на основании данных, собранных адвокатами Лебедева. По мнению О'Грэди, "имеются априорные доказательства того, что заболевание печени Лебедева не было исследовано должным образом. Оно может быть гораздо более серьезным, чем предполагает нынешний диагноз". Состояние Лебедева не исключает того, что у пациента может быть цирроз печени или рак печени на начальной стадии, подчеркнул О'Грэди.
Адвокаты Лебедева заявили, что их клиенту не дают необходимой пищи, и он может пить лишь кислое молоко, которое делает сам в тюрьме.
Судья попросил все стороны представить свое мнение по этому вопросу. Ходорковский встал и, обращаясь к трем судьям-женщинам, заявил спокойным, но очень твердым голосом, что для российского общества важно показать, что мы - нормальная и цивилизованная страна и что состояние здоровья и жизнь человека могут отбираться у человека только преступником ради денег, а в нашем обществе жизнь и здоровье - это приоритеты.
Прокурор выступил против того, чтобы выпустить Лебедева под залог, выразив серьезные сомнения в том, что диагнозу британского врача можно доверять.
Лебедев, который время от времени пил кислое молоко из зеленой пластиковой бутылки, поднялся, придерживаясь за железные прутья клетки, которую охраняли 6 солдат в камуфляже, и, обращаясь к прокурору, заявил, что считает его слова бессовестными.