Десятилетиями Алексей Комеч считал сталинскую гостиницу "Москва", расположенную в нескольких шагах от кремлевской стены, бельмом на глазу, уродующим историческую площадь Революции.
Но ежедневный грохот отбойных молотков рабочих, которые энергично сносят здание, не приводит Комеча в восторг. Директор московского Института искусствоведения неожиданно встал на защиту ненавистного здания, считая, что оно является частью долгой и непростой истории города.
65-летняя гостиница "Москва" снискала себе печальную известность хаотичной архитектурой, хотя ее фасад украшает этикетку водки "Столичная". На одной стороне мрачного серого здания окна круглые, на другой - квадратные.
Легенда гласит, что архитектор предложил Иосифу Сталину два проекта, но диктатор этого не понял и подписал оба варианта. Боясь сказать человеку, убивавшему по своей прихоти, о том, что он совершил глупую ошибку, архитектор предпочел соединить два стиля.
"Это памятник сталинской эпохе, которую никто не хочет помнить, но, когда эпоха коммунизма кончилась, объекты, оставшиеся от этого времени, стали приобретать историческую ценность. Здание стало символом своего времени", - сказал Комеч.
Продолжающееся уничтожение гостиницы "Москва" - это лишь один пример того, что он и другие специалисты по архитектуре называют атакой на исторический центр Москвы.
За последнее десятилетие было снесено около 400 зданий, которые историки считают образчиками советской и дореволюционной архитектуры, и еще несколько находятся под угрозой, так как мэр Москвы Юрий Лужков стремится "модернизировать" облик российской столицы.
В то время как отбойные молотки крушат такие здания, как гостиница "Москва" и универмаг "Военторг", который считается классическим образцом архитектуры модерна, в быстро растущем городе возникают мириады новых казино, супермаркетов, пятизвездочных отелей и дорогих жилых домов.
Пешеходная зона Арбат - еще один исторический район, находящийся под угрозой. На улице, воспетой поэтами как душа Москвы, сносится несколько зданий, которые заменяют "копиями" - домами, имитирующими стиль оригинала, но зачастую вдвое превосходящими его по размеру, и покрытыми неоновой рекламой, разрушающей атмосферу этого района.
"В Москве как бы строится второй город, и скоро он будет больше, чем старая Москва, - сказал Комеч. - В один прекрасный день старая Москва просто исчезнет".
Многие жители города тоже чувствуют, что строительство зашло слишком далеко. Недавно сотни людей устроили пикетирование со свечами на месте, где когда-то находился "Военторг". Это была акция "флэш-моб", организованная сайтом "Москва, которой больше нет".
"Характер города радикально изменился за те восемь лет, что я нахожусь здесь, - сказал Кевин О'Флинн, член организации эмигрантов, живущих в Москве, основавшей Общество сохранения московской архитектуры. - Мало что в Москве не затронуто строительством, и кажется, что никакого плана нет. Похоже, никого не трогает то, что зданию 100 или 200 лет".
Движущей силой быстрой перестройки города во многом является чистая выгода. Московская недвижимость переживает бум, цены достигли астрономических высот в центре, где стоимость аренды одна из самых высоких в мире. В некоторых престижных районах города цены на недвижимость за пять лет подскочили с 2 тыс. долларов за квадратный метр до 10 тыс. долларов.
Ходят слухи о том, что мэрия наживается на успехах строительной индустрии. Решения о сносе исторических зданий, даже находящихся под охраной закона, принимает мэрия, а часто - непосредственно администрация Лужкова. Многие фирмы, получающие контракты на строительство на новых площадках, имеют связи с мэрией. Среди них - компания "Интека", которую контролирует жена Лужкова Елена Батурина.
Городские власти редко комментируют тендеры, но в прошлом году Лужков заявил, что понимает необходимость сохранения характера исторического центра.
"Москве не нужны огромные безобразные здания. Я не позволю им уродовать город", - заявил он сайту vesti.ru.
Однако группа ведущих московских архитекторов винит мэрию и недавно направила письмо президенту Владимиру Путину, призывая его вмешаться и остановить разрушение зданий. "Строительная политика в Москве преступна, направлена против истории, против культуры и против государства, лишает будущие поколения россиян исторических памятников", - говорится в письме.
Подозрения усилились в этом году, когда холодной мартовской ночью внезапно загорелся выставочный зал Манеж, находящийся напротив Кремля. Памятник неоклассицизма XIX века находился под охраной государства, но некоторые чиновники мэрии открыто говорили о его превращении в подземную парковку.
Алексей Клименко, председатель Комиссии по сохранению исторического и культурного наследия Союза российских художников, заявил, что не сомневается в том, что причиной пожара был поджог, и он сам видел канистры с бензином, которые при этом использовались.
По словам Клименко, хотя от Манежа осталось достаточно, чтобы его восстановить, он думает, что городские власти будут проталкивать планы строительства парковки.