Где бы вы поставили отреставрированный памятник человеку, который вас завоевал? Латвия бушует, а Петр Великий ждет в окружении "ауди".
Петр Великий, бронзовый царь на бронзовом коне, бесстрастно и сурово взирает на царство "ауди", "фольксвагенов" и "жигулей" на задворках фирмы недвижимости на одной из улочек Риги. Почитатель посадил у его ног анютины глазки.
Это дань царю, который, сея смерть, вторгся в Латвию в 1701 году, стремясь открыть России выход к морю. Три века спустя его памятник разжигает страсти, доходящие до одержимости, в столице балтийского государства, которое уже не часть России.
Статуя была спущена на дно Балтийского моря, ее охраняла Советская армия, оскверняла латвийская армия, она стала предметом политической борьбы и была провезена по улицам Риги под покровом ночи.
Но ее одиссея не закончена. В этом году лидерам Латвии предстоит решить, возвращать ли монумент из ссылки. Но где его установить? Какая площадь является подходящим местом для человека, завоевавшего их страну?
По сути, эпопея со статуей является свидетельством того, как государства идентифицируют себя со своими героями, как маленьким государствам нужны поколения, чтобы выйти из тени своих бывших правителей.
"Удивительно, что три с половиной тонны бронзы могут вызвать такой переполох, - сказал Евгений Гомберг, бизнесмен, потративший пять лет и 200 тыс. долларов на реставрацию статуи. - Я говорил с одной дамой, историком. По ее наблюдениям, Латвия как страна в каком-то смысле создает свою историю, и предполагается, что эта история будет победоносной. Она сказала, что я разрушаю историю, занимаясь этим памятником".
Русскоязычные жители Латвии вроде Гомберга составляют треть населения страны. Через 13 лет после того, как Латвия провозгласила свою независимость от бывшего СССР, споры о языке и политических правах разделяют людей. Похоже, что раскол уходит корнями в глубь веков.
Многие этнические русские считают Петра Великого благородным завоевателем, чья кровопролитная Северная война "освободила" Латвию, входившую в Ливонию, от шведов. В России Петра I почитают как царя, который инкогнито отправился в Европу, изучил судостроение и европейскую культуру и вернулся, чтобы построить в отсталой России элегантную европейскую столицу - Санкт-Петербург.
Но во время трехмесячной осады Риги тем же правителем более 60 тыс. человек было убито или умерло от голода и болезней, и, по мнению многих латышей, чтить его не за что.
Наверное, говорит Оярс Спаритис, возглавляющий Рижскую комиссию по памятникам, Латвия последует примеру соседней Литвы, где все советские памятники Ленину, Сталину и Дзержинскому свезли в один парк, окруженный колючей проволокой и наблюдательными вышками. Официально он называется Выставкой советской скульптуры, но местные жители называют его сталинским миром.
"Эти реликвии выставлены в развлекательном парке, подобном Диснейленду, - сказал Спаритис. - Когда страна считает, что может развлекаться своей историей, она должна быть сильной. В Латвии история полна горечи, к которой невозможно относиться с улыбкой. Все это было слишком недавно".
Мария Петровская, которая по утрам продает лилии на аллее, ведущей к Памятнику свободы, на набережной, где когда-то стояла статуя Петра, говорит, что не видит причин возвращать его с парковки.
"Конечно, Петр был хорошим царем, - сказала она. - Но он был хорош для России. Он открыл море России, а не нам. У нас, латышей, море было всегда".
Памятник Петру всего пять лет простоял на центральной площади Риги, где его воздвигли в 1910 году. К 1915 году, когда даже церковные колокола были переплавлены для военных нужд, статую погрузили на корабль, отправляющийся в Петербург. Но корабль "Сербино" торпедировала немецкая подводная лодка.
Эстонские водолазы, исследовавшие место крушения несколько лет спустя, нашли статую, покрытую водорослями. Они разбили ее на части, подняли куски на поверхность и продали Латвии.
Статуя, в расчлененном виде, вернулась в Ригу в 1934 году. Но к этому моменту ставить ее было некуда: там, где она стояла, строился Памятник свободы. Бронзового всадника отправили на склад.
В 1988 году Станислав Разумовский, этнический русский, работавший инженером в военно-строительной компании, увидел фотографию статуи.
"С этого дня вся моя жизнь изменилась, - сказал 59-летний Разумовский, сын бывшего директора художественного музея. - Я не мог спать по ночам. Что-то в моей душе говорило мне, что у меня есть миссия. Миссия спасти разрушенный памятник великому человеку от забвения".
Он ушел с работы. Он узнал, где хранится статуя, и, много часов прокопавшись в груде ржавого металла, нашел грудь и голову коня. В углу, за вентиляционной трубой, была рука. Потом нашлось еще несколько кусков.
Разумовский уговорил советскую воинскую часть перевезти на военный склад все, кроме головы, которую он забрал домой, в маленькую квартиру, где он жил со своей матерью.
Каждый день Разумовский ездил на склад. Он попытался соединить части статуи длинными бронзовыми штырями. Но за эти годы несколько фрагментов просто исчезли.
Был уже 1993 год, Советская армия уходила из Латвии и передала склад латвийской армии. Разумовский сообщил новому командиру, что он реставрирует статую, но ему велели уйти и больше не возвращаться.
Разумовский в отчаянии кружил вокруг базы, как волк, самка которого угодила в капкан. Спустя несколько дней он увидел свое сокровище через щель в заборе. Его окружали битые пивные бутылки, а ноги были оторваны.
Он боялся, что кто-нибудь заберет голову статуи из его квартиры и тогда разработал план.
Он положил голову в самый большой рюкзак, какой ему удалось найти, погрузил ее в машину и остановился недалеко от российского посольства, наблюдая за охранявшими его латышскими гвардейцами. "В конце концов мне представился шанс. Дверь открылась, из посольства выходило несколько человек, и я побежал с максимальной скоростью. Полицейский увидел меня и бросился ко мне. Он почти коснулся меня, когда я ворвался внутрь, а через несколько секунд дверь закрылась".
Этот эпизод живо помнит дежуривший в тот день Леонид Будаков. "В посольство врывается человек с большим рюкзаком, возбужденный, нервный, волосы у него стоят дыбом, - недавно рассказал он. - Я попросил его открыть рюкзак. Там оказалась голова Петра Великого".
Пристроив голову в подвале посольства, Разумовский продолжил охоту за остальными частями памятника. Под давлением российского правительства городские власти заговорили о реставрации, но у них так и не появилось ни денег, ни плана. И тогда на сцену вышел Гомберг.
Приближалось 800-летие Риги, которое отмечалось в августе 2001 года, и Гомберг предложил установить памятник в парке, неподалеку от места, где он стоял. Но против этого предложения выступили консерваторы, считавшие статую частью истории, которую лучше забыть.
"Что символизирует этот памятник? - сказал Янис Биркс, глава фракции "Родина и свобода", выступающей против планов, касающихся статуи. - Петр Великий возвышается над городом на коне, и это означает, что он победитель. В момент, когда мы вступаем в Европейский союз и НАТО, это символ России".
За полгода до празднования противники предложили отдать статую Петербургу в честь его 300-летия, которое праздновалось в 2003 году.
Гомберг пришел в ужас. "Всем было ясно, что это попытка избавиться от статуи", - сказал он.
Российский МИД убеждал Петербург отказаться от подарка. Но Петербург сопротивлялся, там есть свои влиятельные политики, в том числе связанные с президентом Владимиром Путиным, и им очень хотелось получить эту статую. Конечно, в Петербурге хватает памятников Петру Великому, но зачем, говорили чиновники, оставлять этот памятник в Риге, где он подвергается оскорблениям?
Наконец вмешался Кремль, велевший вежливо отказаться от предложения Латвии. Владимир Чуров, тогдашний председатель петербургского комитета по международным делам, предложил альтернативу. Город, заявил он, был бы рад получить копию статуи.
Это означало, что оригинал может дождаться своего часа в Риге. Гомберг получил от одного из рижских портов предложение установить статую в его большом парке. Мэр Гундарс Боярс распорядился "проработать" вопрос, и Гомберг счел это шагом вперед.
В ночь на 17 августа 2001 года Гомберг погрузил огромный памятник на грузовик и провез его через центр Риги в парк. Он накрыл его белым полотнищем, предвидя официальное открытие.
Когда Гомберг вернулся на следующее утро, полотнища уже не было. Многие люди возлагали к памятнику цветы. Один человек приехал с корзиной яиц и бросил одно из них в лицо Петру Великому. Другой отобрал корзину и надел ее первому на голову.
Гомберг стоял и глядел на статую. "Она смотрелась прекрасно: величественная, сверкающая, новая", - сказал он.
Он увидел Разумовского, который тоже был не в силах уйти. "Люди приходили и уходили, а я стоял и смотрел на прекрасного Петра, - говорил впоследствии инженер. - Это был лучший момент всей моей жизни".
Но это длилось не долго. Консерваторы пришли в ярость. Заместитель мэра Риги вызвал Гомберга и велел ему "убрать это", все равно как. Статую отвезли на автостоянку за офисом Гомберга, где она и находится сегодня.
Что касается петербургской копии, то и здесь все шло не гладко. В прошлом году власти Петербурга задержали Гомберга, который забрал гипсовые формы из литейного цеха из-за спора по поводу того, заплатит ли ему город за них.
Обе стороны пошли на уступки, и в июле прошлого года, к празднованию 300-летия, копия была готова. Сегодня статуя стоит у Константиновского дворца, резиденции российского президента в Петербурге. Она выглядит точно так же, как статуя, стоящая на парковке в маленькой соседней стране, которая когда-то была частью России.