Уголовное преследование бывшего премьер-министра России Михаила Касьянова вызвало новые опасения, что правительство президента Владимира Путина использует судебную систему, чтобы запугать критиков или заставить их замолчать.
На этой неделе российская прокуратура подтвердила, что начала расследование по подозрению в мошенничестве и злоупотреблении властью в отношении Михаила Касьянова в связи с тем, что он, пребывая в должности, через подставные компании за бесценок купил роскошную виллу.
Касьянов, которого Путин внезапно уволил в феврале 2004 года и который говорит о своем намерении баллотироваться в президенты в 2008 году, отрицает обвинения. Если его признают виновным, ему грозит до пяти лет лишения свободы.
Представители США заявили, что внимательно следят за тяжбой. Администрация Буша выступала с осуждением преследований нефтяного магната из ЮКОСа, Михаила Ходорковского, еще одного критика Путина, которого осудили и приговорили к девяти годам заключения за неуплату налогов и хищения.
"Сегодня трудно делать какие-либо выводы, - сказал о деле Касьянова посол США в России Александр Вершбоу и добавил: - Я надеюсь, что это дело не связано с политикой, в частности с президентской кампанией 2008 года".
Пресс-секретарь Госдепартамента Том Кейси вчера уклонился от прямых комментариев, но заявил: "Конечно, мы хотим видеть, что расследование ведется в соответствии с российским законодательством и является прозрачным".
Специалисты по России утверждают, что расследование, о котором объявили, когда Касьянов был в отпуске за границей, безусловно, является политическим шагом Кремля, отслеживающим ситуацию с борьбой за место преемника Путина.
"Сегодня российская политика груба и хаотична", - сказал Ариэль Коэн из аналитического центра Heritage Foundation. На вопрос, считает ли он, что за расследованием стоит Кремль, он ответил: "В России невозможно преследовать бывшего премьер-министра, не получив предварительно санкцию наверху".
Журналист Александр Хинштейн, одновременно являющийся депутатом Думы от пропутинской партии "Единая Россия", в июле опубликовал статью о деятельности Касьянова, которая стала поводом для расследования.
Но даже Хинштейн признался на российском сайте политических новостей www.polit.ru, что расследование отчасти является "превентивной мерой", дающей Касьянову понять, что прокуратура может найти новые доказательства злоупотреблений, если он решит баллотироваться в президенты в 2008 году.
Михаил Делягин, депутат от партии "Родина", заявил одной из российских газет: "Мы приближаемся к ситуации, когда уголовные дела заведут против всех политиков, не являющихся членами "Единой России"".
Как и Ходорковский, сколотивший огромное состояние в ходе хаотичной приватизации 1990-х годов, 47-летний Касьянов имеет неоднозначное прошлое, в котором можно найти обильный материал для прокуроров.
Одного из последних членов пресловутой "Семьи" бывшего президента Бориса Ельцина, остававшихся в путинском Кремле, Касьянова то и дело обвиняли в коррупции и взяточничестве. Он даже получил прозвище "Миша два процента" за свою способность извлекать выгоду из политических постов, отметил Коэн.
Конституция запрещает Путину бороться за третий срок в 2008 году. Он публично не комментирует это дело.
После ухода с поста премьера в феврале 2004 года Касьянов стал резким критиком экономической политики правительства и стал утверждать, что в России происходит отход от рыночных реформ. Он также выступал с критикой преследований Ходорковского.