На один день Париж стал столицей Европы и Средиземноморья. Именно отсюда берут свое начало надежды на мир на Ближнем Востоке, наряду с восстановлением диалога между Сирией и Ливаном и перспективой прямых переговоров между Дамаском и Иерусалимом. Вчера во второй половине дня состоялось историческое рукопожатие, в присутствии Николя Саркози, между сирийским президентом Асадом и ливанским президентом Сулейманом, объявившими об открытии в Дамаске и Бейруте посольств двух стран. Со стороны Сирии этот жест означает полное и действительное признание границ и независимости Ливана.
Сегодня к дискуссии присоединился и израильский премьер Ольмерт, с перспективой - благодаря Франции - того, что дело пойдет дальше непрямого диалога между Сирией и Израилем, который в настоящее время осуществляется при посредничестве Турции, хотя, по мнению самого Саркози, говорить об этом "преждевременно". "Ближний Восток уже давно ждет хороших вестей. Сегодня у нас весть историческая", - прокомментировал французский президент, положивший в свою копилку, уже накануне саммита, первый результат проекта - создание Союза средиземноморских стран - о котором он мечтал, пригласив в Париж 42 лидеров стран и организовав саммит в рамках двух важных символов: Гран-Пале (Grand Palais), места проведения первой Всемирной выставки, и традиционного праздника - Дня взятия Бастилии.
Большие политические планы основываются на простых, но амбициозных идеях. Союз стран Средиземноморья - "внутреннее море" XXI века, перекресток культур и торговых обменов между севером Европы, севером Африки и Ближним Востоком - одна из таких идей. Николя Саркози объявил о своих планах сразу же после своего избрания на пост главы государства и попытался придать ей конкретный вид сегодня. На протяжении нескольких месяцев подготовительные работы сопровождались сомнениями (в особенности Германии, смотрящей на Восток и озабоченной тем, кто будет платить по счетам), недоверием (Турции, которая боится получить всего лишь утешительный приз на неуверенном пути присоединения к Европе), подозрениями в неоколониализме (Ливия) и скептицизмом: все это неизбежно, когда повседневный реализм сталкивается с мечтами о мире, о диалоге, о прогрессе. В этом предприятии Саркози - в качестве очередного председателя ЕС - рискует своим авторитетом главы государства и превращает его в тест для амбиций и осознания самой европейской "мощи".
Препятствия, масштабные, имеют различную природу. Экономический разрыв, стандарты демократии, наличие диктаторов и автократов, ближневосточный конфликт. И существует опасность того, что "большая интуиция" будет сведена до уровня бюрократической колымаги, обреченной на недееспособность из-за мизерных фондов и противоположных интересов. Но, одновременно с этим, сильны признаки серьезности сторон и их доброй воли. Первым можно считать присутствие президента Асада после семи лет остракизма и дипломатической напряженности, связанных с ливанским кризисом и убийством бывшего ливанского премьера Харири. Этот визит привносит разлад, но и открывает конкретные предпосылки для диалога во всем регионе. Трехсторонняя встреча в верхах с ливанским президентом и сегодняшние переговоры с израильским премьером имеют историческое значение для мира на Ближнем Востоке. Франция вновь становится ведущим игроком в регионе, и Саркози (получивший приглашение этим летом посетить Дамаск), пусть даже идя на риск своего рода реабилитации Сирии, становится поборником диалога и стабильности. Французский президент просил Сирию взять на себя труд обеспокоиться ядерными программами Ирана и "убедить" Тегеран предоставить конкретные "доказательства", касающиеся военной версии этих программ. Естественно, Франция не обещала ничего взамен, напомнив Дамаску о том, что ему еще предстоит добиться успеха на пути к демократии. Аналогичным образом поступили Соединенные Штаты, всего лишь передав вечером свои поздравления в связи с возобновлением дипломатических отношений с Ливаном.
"Я надеюсь, что Франция, вместе с Соединенными Штатами, сумеет внести свой вклад в достижение в будущем мирного соглашения между Израилем и Сирией", - сказал Асад, заявивший о твердой поддержке "брату-президенту" Сулейману и только что сформированному правительству Ливана. Сегодня мы увидим, породит ли атмосфера открытия новые добрые вести. В особенности, о конкретных делах. Стремление к восстановлению отношений в этом ключевом регионе проходит и через определение проектов в различных областях: окружающая среда, энергия, морское сотрудничество, наука, иммиграция, сотрудничество в области борьбы с терроризмом. Это первый шаг к будущему 461 миллиона жителей великого "озера".