Эксклюзивный материал: бывший высокопоставленный сотрудник советской разведки пишет для Sunday Herald
Покойный Александр Литвиненко однажды рассказал мне про разработанный при Путине план по расшатыванию западной демократии и сведению ее к той системе, которая сходит за демократию в России. Я полагаю, что этот план уже сейчас успешно реализуется. За доказательствами далеко ходить не надо - посмотрите, с каким упоением западные лидеры сегодня закрывают глаза на отход России от норм демократии. Тем самым они делают первые шаги к тому, чтобы похоронить демократию в своих собственных странах.
Российская агентура сосредоточила свое внимание именно на Великобритании потому, что Путин модернизировал модель российской разведки: теперь основной акцент делается на использовании эмигрантов из России, а не леволиберальных западных интеллектуалов, которых Ленин однажды с присущим ему цинизмом назвал своими "полезными идиотами". Хотя многие офицеры КГБ до сих пор с ностальгией оглядываются на эпоху сталинизма, сегодня они нипочем не стали бы пытаться завербовать британского интеллектуала, ведь им известно, что ваши интеллектуалы думают, будто с коммунизмом в России покончено. А на самом деле все обстоит совсем иначе.
По данным MI-5, под прикрытием посольства и связанных с ним структур работает около 30 российских шпионов, то есть примерно столько же, сколько во времена СССР. На самом деле их там гораздо больше. При советской власти количество агентов КГБ и ГРУ при советских посольствах строго ограничивалось ЦК КПСС. Сегодня же российская разведка никакими ограничениями не связана. Привилегированное положение, которое КГБ занимает в России, дает этому ведомству неограниченную свободу действий по всему миру. Британские спецслужбы не обладают столь широкими полномочиями.
В Великобритании работает не 30 российских разведчиков, а в несколько раз больше. Литвиненко рассказывал мне о новом методе вербовки, применяемом КГБ в Великобритании. К российскому предпринимателю подходит на улице человек и предлагает ему стать шпионом. Тот, разумеется, отказывается. Тогда агент с лукавой улыбкой ему говорит: "Что ж, тогда мы объявим вас в розыск по каналам Интерпола. Мы солжем им, что вы связаны с русской мафией. Посмотрим, что тогда станет с вашим бизнесом". Злополучный бизнесмен дает слабину. Он уже знает, сколь безжалостно обходятся с его коллегами в России; известно ему и о том, что Путин действительно использует Интерпол для борьбы со своими политическими врагами.
С тех пор, как в мае 2007 года Русская православная церковь за рубежом слилась с подконтрольным Кремлю Московским Патриархатом, много российских шпионов прибывает в Великобританию и под видом священников.
Что Великобритания может с этим поделать? Наращивать масштабы разведдеятельности в России? Боюсь, уже поздно. Люди теперь боятся связываться с англичанами и английскими организациями из опасений быть обвиненными в шпионаже. А поскольку теперь ФСБ (наследнице КГБ) не нужно утруждать себя поиском доказательств, британским шпионом можно объявить кого угодно. По такому обвинению можно сесть на 15 лет, как уже произошло с Игорем Сутягиным и многими другими российскими интеллектуалами. С другой стороны, северокорейской разведке позволяют работать в России в открытую. Они им друзья. А вы, англичане, нет.
Для британцев самое лучшее - стать реалистами и избавиться от иллюзий по поводу российской демократии. Великобритании следует относиться в России как к государству недемократическому; она должна требовать исключения России из "большой восьмерки", ведь у России нет никаких точек соприкосновения с системой ценностей других участников этого форума. Кроме того, Великобритания должна начать высылки дипломатов - так же, как это происходило в советскую эпоху, ведь и Россия сегодня вновь обращается к опыту тех дней.
MI-5 сетует, что по стране бродят толпы российских и китайских шпионов. Есть подозрение, что эти две страны действуют заодно. Меня как бывшего советника по Китаю генерала Зайцева, главы научно-технической разведки КГБ, не оставляет ощущение, что российские и китайские разведслужбы возобновили сотрудничество в деле шпионажа против Запада. Главы китайской разведки и контрразведки ежемесячно бывают в Москве. Интересно, что они там делают?
Во время наших продолжительных телефонных разговоров Литвиненко, улыбаясь в трубку, рассказывал мне, что Путин хочет его убить. Он знал, что Путин мстителен и не прощает ни обид, ни людей, которые разглашают его личные данные. Литвиненко рассказывал, что в Москве у него по-прежнему остались источники и информаторы. Этому заявлению суждено было стать фатальным.
Спустя несколько дней после убийства Литвиненко я давал интервью CNN, и репортер поинтересовался: "Почему вы уверены, что это был Путин? Почему не кто-нибудь еще?"
Этот вопрос обнаружил в нем человека, воспитанного в демократическом обществе, в котором государственная разведка - это гражданская структура, а ее сотрудники пользуются определенной свободой в выборе политических взглядов. КГБ - это военная организация, часть российской военной машины, и подчиняется она Верховному главнокомандующему, то есть в бытность его президентом - товарищу Владимиру Путину. Стало быть, любой, кто без спроса вторгнется в сферу личной власти Путина, может рассчитывать на суровое наказание.
Также не лишним будет отметить, что Андрей Луговой, предполагаемый убийца Литвиненко, был избран в российский парламент. Какие еще нужны доказательства причастности Путина?
Путин больше не боится Запада. И, что еще более важно, Запад боится его. Все западные лидеры хотят с ним дружить. Они все у него под колпаком. Избрание Лугового в парламент - это не просто выпад в адрес Великобритании, это первый акт безжалостной мести Путина Великобритании, от которой могут пострадать интересы этой страны по всему миру. Последствий Путин не боится; он уверен, что благодаря российской нефти Запад простит ему все что угодно.
Может ли Путин приказать своим людям в исламистских террористических группировках организовать в Великобритании диверсию? Он уже, вероятно, отдавал подобные приказы в отношении некоторых городов России. Странно, что на Западе Россию по-прежнему считают союзницей в борьбе с мировым терроризмом, когда сама концепция террора как инструмента мировой коммунистической революции родилась именно в штаб-квартире КГБ. Вот почему, говорил мне Литвиненко, терроризм в Северной Ирландии исчез сразу же после развала Советского Союза: боевики перестали получать поддержку из Москвы.
На какое-то время - до тех пор, пока в середине 1990-х КГБ не вернул себе былое могущество, - исчезла и сама проблема мирового терроризма. Поэтому Литвиненко считал, что все крупнейшие террористы, такие как Карлос Шакал, были агентами КГБ. В 1996 году Литвиненко организовывал тайный приезд в Дагестан Аз-Завахири: здесь, на российском Северном Кавказе, он должен был набраться опыта у инструкторов ФСБ. В 1989-1991 годах в Центре подготовки диверсантов при Первом главном управлении КГБ проходил обучение Намангани - там его видел друг Литвиненко.
Российская разведка использует исламских террористов по всему миру. Теперь эти структуры пытаются помешать урегулированию конфликта на Ближнем Востоке, чтобы в кремлевские закрома продолжали поступать дивиденды от высоких цен на нефть.
Новая книга Константина Преображенского - "Новый троянский конь КГБ: американцы русского происхождения" ("The KGB's New Trojan Horse: Americans of Russian Descent")