Это была заупокойная служба, и по российским обычаям, друзья и коллеги вставали один за другим, чтобы отдать должное умершему.
Дипломаты, академики и даже один политик говорили теплые слова о скончавшемся советском дипломате, который хорошо себя проявил во время работы в США и некоторых азиатских странах.
Тут поднялся высокий незнакомец с квадратными плечами, назвавшийся отставным офицером КГБ.
"Возможно, некоторые из вас не знали, что Толя (умерший) был одним из нас", - сказал он.
Бывший агент рассказал о том, как в молодости, более 40 лет назад, они вместе учились в школе КГБ, и с чувством неподдельной гордости отметил: "Толя был прекрасным россиянином, первоклассным разведчиком и настоящим лидером".
Другой гость, российский ученый-востоковед, прокомментировала его слова, уходя: "Я никогда не видела, чтобы подобные люди говорили столь откровенно. Это что-то новое".
Имея в Кремле своего человека и используя настроения измученной реформами общественности, которая хочет порядка в стране, российские спецслужбы переживают небывалый подъем своего авторитета и влияния.
"Сотрудники спецслужб не только гордятся собой, они уверены в том, что за последние два года они пришли к власти", - подчеркнул руководитель правозащитного Фонда ?Гласность? Сергей Григорьянц.
?Их возможности сейчас кажутся безграничными?, - добавил Григорьянц, который в советские времена был диссидентом. 7 июня он был на 5 часов задержан спецслужбами, прежде чем ему разрешили вылететь на конференцию в Вашингтон.
Сам президент Владимир Путин и все большее число его высокопоставленных назначенцев являются ветеранами ПГУ КГБ, занимавшегося внешней разведкой. Спецслужбы восстановили определенный контроль жизни общества, характерный для советских времен, и, несмотря на то, что с момента краха коммунизма прошло уже 10 лет, мало кто из россиян против этого возражает.
"Общество измучено десятилетием бурных перемен, - говорит глава Центра социальных исследований МГУ Александр Гаспаришвили. - О злоупотреблениях спецслужб в годы правления Сталина никто не вспоминает. Теперь они считаются единственным некоррумпированным элементом в обществе, единственными, кто может бороться с преступностью и навести порядок".
За полтора года пребывания в Кремле Путин осуществил лишь немного из обещанных демократических реформ, однако рост активности ФСБ в течении этого периода не подлежит сомнению.
За последние пару лет по стране прокатилась инспирированная ФСБ волна процессов над американским бизнесменом, двумя российскими учеными, дипломатом и экологом, которым было предъявлено обвинение в государственной измене.
Еще одним примером роста влияния ФСБ стало появление новой директивы РАН, в которой от 910 000 зарегистрированных российских ученых и аспирантов требуют сообщать о контактах с иностранцами как внутри страны, так и за рубежом. Подобная практика, характерная для советских времен, была прекращена 10 лет назад, однако самое удивительное в том, что, по крайней мере, часть ученых хотела бы вернуть такой порядок.
"В науке воцарился хаос, и в постсоветские времена многие российские идеи и технологии продавались на Запад за бесценок", - подчеркнул заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Сергей Благоволин.
Другим признаком стало принятое два месяца назад Верховным судом решение, позволяющее сотрудникам ФСБ действовать на основании анонимок. При коммунистическом реформаторе Михаиле Горбачеве первый избранный советский парламент в 1989 году отменил эту практику, ссылаясь на то, что в сталинские времена миллионы россиян были посажены в тюрьму или расстреляны, так и не узнав имена своих обвинителей.
"Мы думали, что стали свидетелями прекращения практики, когда спецслужбы возбуждают дела против граждан лишь на основании анонимных сигналов, но теперь она возвращается, - говорит юрист независимой мониторинговой группы "За права человека" Евгений Ихлов. - Это отбрасывает наше общество назад, в худшие коммунистические времена".
Однако, если не считать новых либералов и правозащитников, повышение роли и открытая демонстрация силы со стороны спецслужб, в основном, пользуется поддержкой со стороны общественности. Согласно исследованиям, проводившимся ВЦИОМом последние 8 лет, доверие к спецслужбам среди россиян выросло с 44% в 1995 году до почти 60% в прошлом году.