Михаил Погосян, генеральный директор компании "Сухой" - ведущего производителя российских военных самолетов - скрестил пальцы, открывая вчера в Ле-Бурже модель самолета RRJ (Russian Regional Jet). Именно на этот лайнер российское гражданское самолетостроение делает свою последнюю ставку, не желая попросту исчезнуть.
После крушения Советского Союза многочисленные российские авиакомпании почти не покупают машины отечественного производства: в прошлом году было куплено лишь два "Ила-96" и один "Ту-204". И все это самолеты старого поколения, осовремененные путем установки на них западных двигателей. Компании предпочитают покупать зарубежные машины, невзирая на "кусающиеся" таможенные пошлины. В 2004 году они закупили 29 иностранных самолетов, в основном марки Boeing.
"Для российского гражданского самолетостроения проект RRJ является уникальным шансом вернуться на мировые рынки", - утверждает Мишель Дешелотт, директор фирмы Snecma, изготавливающей моторы для RRJ в партнерстве с российской компанией "Сатурн". Михаил Погосян проявил большое умение в подборе западных партнеров для производства RRJ: в них, в частности, входят Thales и Liebherr. "Весь хай-тек в этом самолете будет западным", - признается специалист из Москвы. RRJ придется также соблюсти мировые стандарты безопасности и экономичности.
При выборе типа самолета Михаил Погосян решил отказаться от модели, рассчитанной на 100 и более мест. Дело в том, что российские компании остро нуждаются в лайнерах, рассчитанных на 90-95 пассажиров. Российскому проекту будут противостоять бразильский Embraer и канадский Bombardier, менее "страшные", чем Airbus или Boeing. Американская самолетостроительная фирма решила даже помочь RRJ в получении международных сертификатов, без которых европейские и американские авиакомпании не смогут его покупать.
Наконец, само российское государство приняло участие в битве, предоставив проекту свои гарантии и субвенции. И это не случайность: самолетостроение, в котором занято 500 тысяч высококвалифицированных работников, недавно было названо Москвой стратегической отраслью.