Со стороны ЕС было бы роковой ошибкой сделать косовский вопрос одним из центральных моментов переговоров с Сербией относительно соглашения об ассоциации. Эти переговоры должны определить основные критерии для сближения с Европой
Когда сегодня ЕС снова начинает переговоры с Сербией относительно Соглашения о стабилизации и ассоциации, он делает это в своих прямых интересах. Поскольку в кризисы на западных Балканах оказались втянуты и страны Запада.
Это наглядно демонстрирует прежде всего ситуация с Косово. Сербия является важнейшим государством в этом регионе. Возобновление переговоров укрепляет позиции нового правительства в Белграде, в котором представлены все важнейшие реформаторские силы. Кроме того, ЕС высоко оценил готовность Белграда более интенсивно сотрудничать с Гаагским трибуналом. Но прежде всего Сербия получает отличный шанс ускорить процесс своей интеграции в ЕС.
Конечно, эти переговоры являются и средством давления на Белград, вынуждающим его занять более мягкую позицию в конфликте вокруг Косово - поскольку и новое правительство отклоняет план ооновского посредника Марти Ахтисаари, предусматривающий ограниченную условиями независимость принадлежащей на данный момент Сербии провинции. ЕС, со своей стороны, рассматривает этот план как основу для разумного баланса интересов сербов и албанцев и как важнейшее условие для возникновения стабильность на западных Балканах.
Было бы, однако, роковой ошибкой, если бы ЕС сделал косовский вопрос одним из центральных моментов начинающихся переговоров. Ведь Белград вряд ли изменит так быстро свою нынешнюю позицию. Сербия еще слишком связана со своим националистическим прошлым, которое ассоциируется прежде всего с именем бывшего президента Слободана Милошевича. Решение по Косово должно быть найдено в Совбезе ООН - в том числе и вопреки сопротивлению Белграда. Но это будет непросто. Насколько непроста нынешняя ситуация, показывают политика блокады, проводимая Россией, и обещания США (в одностороннем порядке признать независимость Косово. - Прим. ред.).
Переговоры о Соглашении по стабилизации и ассоциации должны прежде всего задать критерии для европейского развития Сербии. Поскольку в новом правительстве представлены не только силы, собравшиеся вокруг президента страны Бориса Тадича и министра экономики Младжана Динкича и стремящиеся к членству в ЕС. В противовес им выступают силы вокруг премьера Воислава Коштуницы, который в прошлом не раз сотрудничал с Радикальной партией. Эта группировка чтит военных преступников как героев, выступает против сближения с ЕС, а вместо этого пропагандирует более тесные связи Сербии с Россией.
Завершившийся недавно процесс против убийц бывшего премьера Зорана Джинджича продемонстрировал, где находятся политические и правовые препятствия, мешающие демократическому развитию Сербии. Хотя убийцы и были осуждены, но политическая подоплека этого преступления, совершенного в марте 2003 года, так и осталась за рамками процесса.
Джинджич был застрелен из-за того, что начал устранять сторонников Милошевича из армии и спецслужб, а также распускать спецподразделения, которые были верны экс-президенту. Джинджич сурово расправлялся с бандами преступников, связанных с аппаратом безопасности старого режима. Если новое правительство серьезно отнесется к делу, начатому Джинджичем, то оно должно довести до конца его реформы.
Для этого необходима решительная модернизация системы правосудия и управления, а также более строгое соблюдение прав национальных меньшинств. Но прежде всего международное сообщество ждет ареста и выдачи военного преступника Радко Младича, который вместе с, по всей видимости, находящимся в Боснии Радованом Караджичем виновен в бойне, жертвами которой стали 7 тыс. боснийских мусульман в Сребренице.
Сербия от таких решительных мер только выиграет. Улучшение международной репутации облегчит стране интеграцию и на мировых рынках. В качестве важнейшего центра на Балканах, а тем самым и на всем юго-востоке Европе, Сербия уже сейчас становится целью внушительных международных финансовых потоков. Если сначала в сторону Балкан двинулись международные банки и предприятия сферы обслуживания, то сегодня в страну инвестируют производители электроники, электротехники, компании, работающие в области машино- и автомобилестроения.
Министр экономики Младжан Динкич хочет помочь этому развитию при помощи приватизации. Уже запланировано новое конкурсное право. Министр финансов Мирко Цветкович работает над национальным инвестиционным планом, который не в последнюю очередь предусматривает и модернизацию инфраструктуры. Национальный банк планирует разработать новые правила для рынка капитала. Таким образом, на переговорах с ЕС речь пойдет в том числе и о том, как установить в Сербии стандарты рыночной экономики, принятые в ЕС.