Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 марта 2002 г.

Маркус Бенсманн | Tageszeitung

Киллеры и судьи

Поход против свободы печати в России продолжается. Теперь московская юстиция пытается обанкротить оппозиционную "Новую газету"

"Новой газете" угрожают киллеры и суды. В ночь на вторник Сергей Золовкин, корреспондент независимой российской газеты, чуть было не пал жертвой покушения. Около десяти часов вечера преступник подстерег Золовкина у дверей его квартиры. Но две пули прошли мимо, а случайно проезжавший мимо милицейский патруль арестовал стрелявшего.

Золовкин нажил себе врагов. Один из них - председатель краевого суда Краснодарского края. Он почувствовал себя оскорбленным статьей, опубликованной в "Новой газете", где газета косвенно обвинила его в коррупции. Дело в том, что Золовкин поставил вопрос, как это судья при месячном окладе в 300 долларов может позволить себе высококачественные швейцарские часы, дорогие машины и шикарные итальянские костюмы.

Статья Золовкина, появившаяся в начале января, и критическая направленность газеты в целом уже этой весной дорого обошлись "Новой газете": Московский районный суд, рассмотрев два дела в отношении этого издания, постановил взыскать с выходящей два раза в неделю газеты в общей сложности 1,5 млн. долларов США.

Из них районный судья Елена Птанская присудила 22 февраля своему коллеге с юга России целый миллион долларов. Первоначально краснодарский судья потребовал в качестве возмещения ущерба не много не мало - 10 млн. долларов, хотя российские суды в таких случаях выносят обычно решение о возмещении морального вреда на сумму не более 1000 долларов. "Один миллион долларов за честь российского судьи ? это просто абсурдно", - говорит адвокат "Новой газеты" Ярослав Кожеуров.

Однако дело этим не закончилось: через неделю та же судья вынесла решение о том, что газета должна возместить ущерб одному московскому кредитному институту на сумму в 500 000 долларов. Якобы Межпромбанк из-за публикации в "Новой газете" потерял именно такие деньги. Однако, по мнению адвоката Кожеурова, эта сумма просто взята с потолка.

"Нашу газету хотят зарыть, - говорит главный редактор Димитрий Муратов. - Целью этих решений является окончательное уничтожение свободы печати в России". Выплаты такого уровня непосильны для этой газеты: общий годовой оборот "Новой газеты", основанный 10 лет назад, как раз один миллион долларов

Чечня

"Новая газета" считается одним из последних независимых изданий в России. Это единственная российская газета, регулярно высказывающаяся в критическом тоне о войне в Чечне, газета, которая не оставляет без внимания жестокие действия российских спецслужб. Репортеру "Новой газеты" Анне Политковской за ее критические репортажи из Чечни был сделан выговор, она была вынуждена бежать в Европу, и в январе лишь благодаря счастливой случайности ее не схватили спецслужбы.

Другие сотрудники газеты тоже открыто пишут о коррупции и злоупотреблении властью в России. Правда, это способствовало тому, что "Новая газета" получила в феврале один из грантов, предназначенных фондом Герда Букериуса для молодой восточноевропейской прессы.

С другой стороны, независимость влечет за собой появление могущественных противников: для администрации президента газета из-за ее публикаций является бельмом на глазу. Российские власти не могут закрыть "Новую газету", сменив ее собственника, как произошло с оппозиционными российскими телеканалами НТВ и TВ-6. Оба частных телеканала оказались в руках крупных полугосударственных концернов, которые позаботились о верности линии. Этот путь в случае с "Новой газетой" невозможен из-за ее широко разветвленной структуры собственников.

Тем не менее, не такому уж и маленькому изданию, выходящему тиражом около 250 000 экземпляров, угрожает финансовый крах. Так как доходы от рекламы с начала года очень значительно сократились: один бизнесмен, как утверждает главный редактор Муратов, сообщил ему, что он не сможет больше размещать у него свою рекламу, так как в этом случае у него возникнут трудности.

Теперь адвокат "Новой газеты" Кожеуров надеется на следующую инстанцию и, в случае необходимости, намеревается обжаловать решение российского суда в Европейском суде по правам человека. Как для члена Совета Европы, для России обязательно решение Страсбурга.

Источник: Tageszeitung


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru