Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 марта 2003 г.

Жак Дюплуиш | Le Figaro

Британские СМИ открыли "охоту на француза"

"Министры объявляют об открытии охоты на француза". Эта шапка вчерашнего номера газеты Guardian звучит броско. Несдержанность и даже явная антипатия, с которой высказываются на ее страницах члены правительства Тони Блэра, действительно контрастируют с официальным тоном, доминировавшим до сих пор. В самом деле, как в публичных выступлениях, так и в частных беседах министры старательно избегали раздувать разногласия между Парижем и Лондоном по иракскому вопросу. "Незачем отрицать наши разногласия по поводу того, как заставить Саддама Хусейна разоружиться", ? заявил недавно на страницах Le Figaro британский министр по европейским делам Денис Макшейн. "Однако стремление к тесному сотрудничеству, призванному добиться, чтобы Европа играла важную роль в мире, по-прежнему сильно и в Лондоне и в Париже", ? добавил он. Ирак, это злосчастное яблоко раздора, не должен нарушать реальную гармонию в двусторонних отношениях, подчеркнул он.

Это было до того, как Жак Ширак объявил, что Франция наложит вето на любую резолюцию ООН, которая неизбежно привела бы "при любых обстоятельствах" к вооруженному вмешательству в Ираке. С тех пор напряженность и нервозность заметно усилились. За выражениями стали следить меньше. В среду, отвечая на вопросы депутатов в Палате общин, Тони Блэр не скрыл своего раздражения, упомянув, не называя ее, о "нации, которая все усложняет". И которая тем самым создает для него проблемы внутри страны, закрывая ему все возможные дипломатические пути в ООН.

Вот почему, оказавшись в дипломатическом тупике, премьер-министр, который долго сдерживал свой гнев, предоставил карт-бланш членам правительства и чиновникам Уайтхолла, дабы возложить на Францию ответственность за кризис и его последствия. "Чиновникам сообщили "на самом верху", что француза можно бить", ? пишет The Guardian. После франкофобских выпадов печатных изданий группы Руперта Мердока, столь же тривиальных, сколь патетических, настала очередь нового шквала антифранцузских высказываний. На этот раз ? политически направляемого.

Несмотря на тысячи писем с выражением симпатии и поддержки, приходящие в посольство Франции в Соединенном Королевстве от подданных Ее величества, игра на антифранцузских настроениях ? рецепт испытанный. Достаточно поговорить с любым министром, чтобы убедиться в глубине пропасти, разделяющей англичан и французов в отношении к иракскому вопросу. Всплывают старые клише. В Лондоне говорят, например, о "постыдном эгоизме" Парижа, заботящегося лишь об интересах французских промышленников, а вовсе не о страданиях иракского народа. О "запахе нефти", который ощущается в "защите" Саддама Хусейна. О голлистской "жестикуляции" Жака Ширака.

Под огнем критики ? не только президент Республики, но весь народ, который ? от троцкистов до Жан-Мари Ле Пена ? зачарован звуками шираковского рожка. Как и французская пресса, потерявшая последние остатки критического восприятия действительности. Это единодушие (читай: "ослепление") вызывает "тошноту", ничтоже сумняшеся говорит министр. Который, впрочем, не утверждает, что британская "разноголосица мнений", ставящая под удар авторитет премьер-министра, для него предпочтительней.

Желчные ремарки политико-исторического свойства, в сочетании с противоположностью в подходах к методам разоружения Саддама Хусейна, лишь усиливают напряженность. На Даунинг-стрит больше не сдерживаются. Вчера утром официальный представитель Тони Блэра подчеркнул, что Франция "отравила" дипломатический процесс, пригрозив использовать право вето. "Абсолютная неуступчивость" Парижа ставит в безвыходное положение членов Совета Безопасности, еще не определивших свою позицию, сказал Тони Блэр лидеру консервативной оппозиции Иэну Дункану Смиту. Как следствие, вторая резолюция, призванная оправдать участие в интервенции британских войск, может не пройти, признает премьер-министр. Это грозит ему крупными внутриполитическими неприятностями, учитывая негативное отношение британцев к войне, не санкционированной ООН. А виноват Париж.

"Мотивы Жака Ширака неясны, ? утверждает The Guardian. ? О чем на самом деле идет речь? О том, чтобы сохранить существующий международный порядок, или о том, чтобы бросить вызов американцам и возвеличить Францию?" В интервью газете Times британский дипломат заявляет, что "грубая тактика" ? вето "при любых обстоятельствах", ? избранная Францией, "провоцирует кризис". И если кризис приведет к провалу усилий ООН по решению иракского вопроса, "вина за это ляжет на Францию, а не на Лондон или Вашингтон", ? отмечает он. Козла отпущения, таким образом, уже искать не надо.

Списывая таким образом на Францию собственные трудности, Тони Блэр действует не только из личной мести. Он применяет стратегию, которую считает для себя спасительной. Будучи уверен, что, осыпая обвинениями Францию, он страхует себя от неблагодарности соотечественников.

Источник: Le Figaro


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru