После убийства бывшего президента Чечни Аслана Масхадова новым главнокомандующим чеченскими повстанцами стал беспощадный исламский боевик, выходец из Саудовской Аравии Абу Хавс, которого обвиняли в финансировании ряда террористических актов в России, унесших большое число человеческих жизней.
40-летний ваххабитский экстремист Абу Хавс взял на себя ответственность за захват школы в Беслане.
По данным военной разведки в Москве и Чечне, именно Абу Хавс сейчас имеет реальную власть среди боевиков, а не назначенный официальным преемником малоизвестный Абдул Халим Сайдуллаев, который ранее был председателем верховного шариатского суда Ичкерии.
"Сайдуллаев - это никто, - говорит источник в российской разведке. - Сейчас, после того, как мы убили Масхадова, в Чечне "дергают за ниточки" два человека - Басаев и Абу Хавс. Они контролируют боевиков и деньги, они и планируют любые будущие террористические атаки".
Масхадов, бывший полковник Советской армии, в 1997 году был избран президентом Чечни. Масхадов всегда публично осуждал терроризм и, хотя в последние годы его власть ослабевала, он продолжал служить бастионом против растущего влияния арабских экстремистов, которым он не доверял.
После смерти Масхадова чеченские повстанцы лишились своего последнего умеренного противовеса исламским фундаменталистам. Теперь России еще сложнее будет выполнять свою задачу по прекращению террористических атак, которые уносят сотни человеческих жизней.
По мнению ФСБ, через Абу Хавса проходят денежные потоки по финансированию чеченских боевиков от спонсоров из арабского мира. Российские и американские спецслужбы считают, что Абу Хавс связан с "Аль-Каидой".
Абу Хавс родился в Иордании, но, как считают, является гражданином Саудовской Аравии. Он приехал в Чечню в 1995 году, когда Россия вела там свою первую войну, и стал инструктором в тренировочном лагере террористов. Говорят, что Абу Хавс настолько боялся быть отравленным своими врагами, что какое-то время во всех поездках его все время сопровождал личный повар. Он поселился в Чечне и женился на чеченке. В разгар второй чеченской войны, которая началась в 1999 году, он короткое время находился в Панкисском ущелье в Грузии, где он устроил тренировочные лагеря, открыл госпиталь для боевиков и построил мечеть.
Российская сторона утверждает, что Абу Хавс контролирует главные каналы поставок оружия боевикам. Сообщается, что захваченный федеральными силами в Чечне алжирский боевик и эксперт по взрывчатым веществам Рабат Камал сообщил о том, что Абу Хавс участвовал в организации рейда боевиков в Ингушетию, во время которых было убито 90 сотрудников пророссийских сил безопасности.
По сообщениям ФСБ, взрывчатые вещества, которые использовали боевики во время захвата школы в Беслане, готовил один из ближайших помощников Абу Хавса.
Кремль провозгласил убийство Масхадова - за голову которого было обещана награда в 10 млн долларов - личной победой президента Путина, популярность которого во многом основана на той жесткой политике, которую Путин проводит в Чечне. Путин называл Масхадова террористом и не поддавался давлению Запада, который призывал к переговорам с Масхадовым.
Точные обстоятельства смерти Масхадова остаются неясными. Источники в Москве сообщают, что ФСБ обнаружило местонахождение бывшего президента Чечни. Он жил в бункере в селении возле Грозного. В течение двух дней российская военная разведка подтягивала силы к этому месту, и рано утром во вторник сотни спецназовцев блокировали центр села, приказав местным жителям, в том числе милиционерам, оставаться в своих домах.
Когда спецназовцы ворвались в дом, в бункере под которым находился Масхадов, хозяин дома и трое повстанцев сдались. Позже соседи услышали не меньше двух взрывов.
Российская сторона утверждает, что бывший президент Чечни был убит ручной гранатой после того, как он отказался сдаться. Но на теле Масхадова нет следов попадания шрапнели, а маленькое отверстие под правым глазом похоже на выходное отверстие от пули после выстрела в затылок.
Патрик Робертсон, британский политический консультант, который в 1999 привозил Масхадова в Лондон на встречу с сотрудниками британского Министерства иностранных дел, назвал смерть Масхадова "трагической потерей" для чеченского народа. "Назвать Масхадова террористом было бы клеветой. Он стремился к переговорам с Москвой с тем, чтобы найти решение проблемы, и отказ России поддержать его стал большой ошибкой. После смерти Масхадова ситуация может только ухудшиться".