Политик от ХДС едет наблюдателем на выборы в Минск
- Господин Грунд, вы не первый раз отправляетесь в Минск на выборы. Что такое выборы в Белоруссии?
- Непосредственно в день выборов все проходит очень корректно. Избирательный закон соблюдается досконально, начиная со списков избирателей, опечатывания урн и заканчивая подсчетом голосов.
- Получается, что наблюдателям ОБСЕ не остается ничего, кроме как констатировать честное проведение выборов?
- Я, конечно, не могу и не хочу заранее давать никаких оценок. Нас, наблюдателей, будет в Белоруссии 400 человек, так что повсеместный контроль практически исключается. Но голосование в Белоруссии происходит не только в день выборов. Проголосовать можно уже начиная с 14 марта. В государственных учреждениях, а также на многих предприятиях избирателей вынуждают голосовать заранее всем коллективом. То, что там происходит, наблюдатели проконтролировать не могут. Зато можно утверждать, что там созданы все условия для манипуляций.
- Что об этом свидетельствует?
- Во время моей предыдущей миссии на референдуме о новом президентском сроке для Лукашенко я наблюдал следующее: вечером, после закрытия избирательного участка, проводился подсчет бюллетеней из двух урн. В первую они попали в день выборов, во вторую - накануне. По первой урне: предложение Лукашенко собрало чуть больше половины голосов, по второй - подавляющее большинство: более 80%.
- Возможно, особо усердные граждане действительно проголосовали заранее?
- С тем же успехом можно утверждать, что их заставили это сделать. Кто боится потерять свою работу в больнице, школе, институте, на государственном предприятии, тому едва ли удастся уклониться от коллективного голосования.
- Лукашенко утверждает, что Запад поддерживает оппозиционные партии миллионными вливаниями.
- Немецкие фонды устраивают политические семинары, но никоим образом не принимают участия в предвыборной кампании. От немецкой стороны не исходит никакой финансовой поддержки оппозиционных партий. Для них это тоже контрпродуктивно, ведь Лукашенко немедленно на них ополчится. Лукашенко удается одними словами создать атмосферу страха: тот, кто отдает свой голос оппозиции, поступает не только непатриотично, но и незаконно. Если кто-то в Белоруссии нарушит какой-либо указ, ему грозит административное заключение. Это знают все.
- У оппозиции нет никакого шанса?
- Люди запуганы. Если где-то проходит митинг, жители не рискуют просто остановиться и послушать, о чем там говорят. Оппозиция практически лишена доступа к средствам массовой информации. Выборы сдвинуты на три месяца вперед, чтобы оппозиция не успела организоваться. Так что надежда на ее успех из-за подавляющего превосходства Лукашенко и угрозы репрессий небольшая.
- Можно ли повлиять на белорусский режим при помощи санкций?
- Всеобъемлющие экономические санкции - это ошибочный путь, так как от них пострадает не политическое руководство, а простые граждане, которые и без того уже достаточно настрадались от режима. По функционерам можно ударить, не выдавая им въездных виз или блокируя их банковские счета за границей.