Россия вчера вмешалась в спор о смерти Слободана Милошевича, отправив в Гаагу группу докторов с заданием провести судебно-медицинскую экспертизу тела бывшего сербского лидера. Перед этим Россия выразила сомнения в достоверности судмедэкспертизы, проведенной ранее.
Когда Белград дал понять, что он позволит похоронить на своей территории бывшего лидера сербов, российское правительство высказало беспокойство по поводу внезапной смерти Милошевича. "Мы в ситуации, когда нам не поверили, тоже имеем право не поверить и не доверять тем, кто сейчас там проводит экспертизу", - заявил российский министр иностранных дел Сергей Лавров. Министр сообщил о том, что в Гаагу будут направлены четыре российских патологоанатома.
Вмешательство России стало явной демонстрацией стремления поиграть мускулами, которое в последнее время свойственно Путину. Это вмешательство привело к усилению чувства неопределенности, возникшего после смерти Милошевича от инфаркта миокарда в тюремной камере Международного военного трибунала по бывшей Югославии. Семья бывшего президента и его сторонники, которые обвинили голландских медиков в том, что они не обеспечили Милошевичу надлежащую медицинскую помощь, а также власти Сербии вчера отстаивали свои принципы во время обсуждения вопросов, связанных с организацией похорон.
Мира Маркович, вдова Слободана Милошевича, которая сейчас живет в Москве, требует от сербских властей, чтобы они сняли обвинения в злоупотреблении властью, выдвинутые в ее адрес, с тем чтобы она смогла приехать на похороны мужа. Эту просьбу сразу же отверг президент Сербии Борис Тадич. Он также отверг просьбу Социалистической партии провести похороны Милошевича с государственными почестями.
Некоторые сторонники Милошевича из числа представителей этой партии, которые надеются использовать его кончину для усиления давления на премьер-министра Воислава Коштуницу, призвали похоронить Милошевича со всеми почестями на Аллее героев. Президент Тадич, со своей стороны, заявил, что похороны Милошевича с государственными почестями "были бы неуместны".
Некоторые сторонники Милошевича дали понять, что они согласятся с проведением похорон без государственных почестей, но требуют позволения присутствовать на церемонии для всех членов семьи. Сын покойного, Марко Милошевич, имеющий право на свободный въезд в Сербию, вчера потребовал, чтобы ему были предоставлены гарантии безопасности. Марко Милошевич, чьи сомнительные сделки в сфере бизнеса создали ему в Сербии много врагов, сказал в Москве: "Если я не получу гарантий безопасности, то я не соглашусь на похороны в Белграде. Я только что потерял отца, и я не могу подвергать риску мать".
Вчера Марко Милошевич получил разрешение на въезд в Белград, с тем чтобы сопровождать тело своего отца на пути в Сербию, если семья в итоге достигнет соглашения с сербскими властями по поводу организации похорон. Марко Милошевич вместе с российскими патологоанатомами может прибыть в Нидерланды уже сегодня.
Москва и Белград очень хотят провести новую судмедэкспертизу, так как обе стороны считают, что Гаагский трибунал не предоставил Милошевичу должной медицинской помощи. Россия особенно раздражена тем, что трибунал отверг недавнюю просьбу Милошевича - позволить ему отправиться в Москву на лечение, причем Москва давала гарантии его возвращения в Гаагу.
Совсем недавно, менее чем неделю назад, Милошевич написал российскому министру иностранных дел письмо, в котором утверждал, что его пытаются отравить. В письме, датированном 8 марта, он написал о попытках подорвать его здоровье, поскольку в его организме обнаружили большие дозы препарата, применяемого для лечения проказы и туберкулеза. "Те, кто навязывают мне лекарство от проказы, безусловно, не могут лечить мое заболевание", - написал 64-летний Милошевич, который испытывал проблемы с сердцем.
Между тем голландские токсикологи вчера заявили, что Милошевич мог умышленно принимать это лекарство с целью снизить эффективность воздействия других медикаментов, ослабить свое здоровье и увеличить шансы на поездку в Россию.
Токсиколог Дональд Юджиз сказал в интервью Associated Press: "Сначала он не принимал прописанное лекарство. Потом его заставили принимать это лекарство под наблюдением, но его давление все еще оставалось повышенным. Поэтому его сторонники говорили: "Видите, эти голландские медики не знают, как его лечить, его нужно отправить в Россию".
Спор по поводу обстоятельств смерти Милошевича наверняка поднимет вопросы о том, сможет ли Сербия осудить гражданскую войну 1990-х годов. Евросоюз дал понять, что переговоры о вступлении Сербии в ЕС будут заморожены до тех пор, пока Сербия не поможет арестовать Ратко Младича и Радована Караджича, обвиненных в военных преступлениях боснийских сербов.
Президент Тадич, чья Демократическая партия возглавляла народное движение, свергнувшее Милошевича с вершины власти в 2000 году, заявил, что Сербия пойдет на такое сотрудничество. "Сегодня в Сербии мы ведем борьбу за власть с теми, кто правил вместе с Милошевичем. Но я абсолютно убежден в том, что политическая ситуация в Сербии не обратится вспять. Даже смерть Милошевича не изменит продвижения Сербии к демократии".