Пробки на таможне усугубляют отношения бывшего княжества и его великого соседа, всегда бывшие неоднозначными
Сценарий повторяется день за днем, месяц за месяцем: километры грузовиков, везущих автомобили, стиральные машины и другие товары потребления из Европы, скапливаются на российско-финской границе. Россия переживает бурный экономический рост, и на ее таможне все чаще встречаются иностранные перевозчики. Однако Москва сохранила несколько старых советских рефлексов, ощутимых на всех границах бывшей империи. "Транспортные средства должны пройти семь инстанций, прежде чем попасть на российскую территорию, хотя достаточно всего трех!" - возмущается Юкка Саволайнен, заместитель директора Центра международного сотрудничества финских пограничников.
Этот вопрос перерос в серьезную проблему в отношениях между Хельсинки и Москвой. "Мы постоянно поднимаем вопрос об упрощении процедур, но пока ничего не меняется", - продолжает капитан. Недавнее решение России об увеличении пошлин на экспортируемую в Финляндию древесину только усиливает напряженность. Не способствует разрядке и признание Финляндией независимости Косово.
Отношения между гигантом и его бывшим княжеством всегда были неоднозначными, так как скандинавская страна пыталась одновременно угождать и своему великому соседу, и европейским партнерам. "Вплоть до 1970-х годов мы не могли в полный голос критиковать советское руководство", - вспоминает Раймо Вяюрюнен, директор Института международных отношений Финляндии. Тогда у политиков были свои kotiryssa, "прирученные русские" - по сути, шпионы - призванные гарантировать им благосклонность Кремля. У СССР были собственные каналы влияния на финскую политику, и любой лидер, желавший сделать политическую карьеру в Хельсинки, был заинтересован в том, чтобы демонстрировать лояльность Москве.
В знаменитом "списке Тиитинена", переданном Финляндии Штази (службой госбезопасности Восточной Германии) и до сих пор не преданном огласке, содержатся имена 18 финских лидеров, сотрудничавших с советским блоком во времена холодной войны. Периодически возникающая угроза публикации этого списка заставляет опасаться скандала в самых высших эшелонах власти. "Пусть времена изменились, определенная осторожность все еще сохраняется. Мы не собираемся говорить русским, что у них нет демократии, мы предпочитаем посвятить себя повседневным проблемам, вопросам таможни или окружающей среды, которые мы решаем вместе с Москвой", - признает финская исследовательница Хана Оянен.
Граница Шенгенской зоны
Финляндия, оказавшаяся на границе Шенгенской зоны и Евросоюза, занимает особое место в отношениях между ЕС и Россией. "До расширения ЕС мы обладали монополией на знание России, - отмечает Хана Оянен. - Теперь другие страны, некогда бывшие сателлитами СССР, тоже претендуют на статус знатоков России. Особенно хорошо знакомы с этими вопросами Польша и Эстония, настроенные чрезвычайно критически. Это не облегчает нам задачу". "ЕС не в состоянии выступить единым фронтом, и у Москвы появляется подходящая возможность внести раскол в отношения стран-членов", - подхватывает Раймо Вяюрюнен. К числу самых спорных вопросов для лидеров разных стран ЕС относятся визовый режим и энергетика.