Политический обозреватель Дмитрий Орешкин анализирует игру Владимира Путина и передачу власти в России
Избрание Дмитрия Медведева президентом России 2 марта не вызвало вопросов об эффективности российской власти. Приехавший на проходящий в Женеве кинофестиваль и международный форум по правам человека российский политолог Дмитрий Орешкин пытается прояснить ситуацию.
- Все пытаются по-своему интерпретировать передачу власти от Путина к Медведеву. Какова ваша версия?
- Владимир Путин на самом деле не оставил власть. Он контролирует ситуацию в рамках конституции. За время президентства ему удалось взять под контроль парламент, СМИ, региональные, военные и экономические элиты. Он был единственным лидером, но он сумел распределить частицы власти между различными сферами интересов и создать консенсус среди элит. И если он не изменил конституцию, то потому, что считает, что сможет нейтрализовать президента в роли премьер-министра.
- Означает ли это, что администрация еще полностью ему подчиняется?
- Владимир Путин всегда может рассчитывать на часть силовиков.
- Какое пространство остается у Дмитрия Медведева?
- Для него коридор возможностей очень узок. Большинство средств массовой информации контролируются Путиным. Если новый президент соберется проводить политику, отличающуюся от политики его предшественника, ему будет очень сложно донести свое послание до населения. Что касается "Газпрома", то Медведев, бывший в нем председателем правления, может рассчитывать на его поддержку. Но все может измениться после того, как во главе компании встанет пропутинский Зубков.
- То есть это будет путинская власть в другой форме...
- Эта передача власти все же открывает новые перспективы. "Вертикаль власти" стала двуглавой: с одной стороны - Кремль, с другой - Белый дом. Двум центрам российской власти придется спорить, находить компромисс. Это хорошо для России. Это форма демократии российского образца,"made in Russia".
- Какие главные вызовы ожидают Медведева?
- Ему придется бороться с коррупцией. Возьмите Рамзана Кадырова. Он получает на свою Чеченскую республику 1,5 млрд долларов в год. Он часть оставляет своей семье, зато партия "Единая Россия" получает на декабрьских выборах 99% голосов, а Медведев на мартовских - 92%. Ему также придется соответствовать завышенным ожиданиям, созданным Путиным. Люди верили Путину, но они начинают задаваться вопросом, почему их зарплата или пенсия не увеличивается в той же пропорции, что и цены на нефть. И, наконец, Медведев должен будет сократить бюрократический аппарат. При Путине он разросся до 600 тыс. чиновников. Административный аппарат достиг уровня брежневских времен, 1982 года.
- А что можно сказать о правах человека?
- В советские времена образованные люди отстаивали права человека. Это был способ противостоять врагу, государству. Теперь ситуация изменилась. Люди разочарованы в правозащитниках, которых они считают агентами Запада, стремящимися ослабить Россию. И все же, если в 1968 году против советского вторжения в Чехословакию протестовали 8 человек, сегодня их были бы тысячи.