Числа, начиная с определенной величины, с трудом поддаются пониманию: по расчетам американского экономиста Джозефа Стиглица, антитеррористические войны в Ираке и в Афганистане обойдутся американским налогоплательщикам к 2017 году примерно в 3 трлн долларов. Если представить себе это количество денег в стодолларовых банкнотах, сложенных в стопку, то высота такой башни составит 3300 км - это больше, чем протяженность Германии с севера на юг. Более наглядным представляется число американцев, погибших за пять лет войны в Ираке. В Междуречье с жизнью распрощались 3987 американских солдат, это 3987 мужей, глав семей, сыновей, братьев. И не важно, конкретные или абстрактные, но данные числа вызывают вопрос, сколь долго Соединенные Штаты могут и хотят позволять себе войну в Ираке. С военной точки зрения, человеческой и финансовой.
Несмотря на все успехи в борьбе с террористической организацией "Аль-Каида", несмотря на усиление безопасности в Багдаде и его окрестностях, спустя почти пять лет после начала войны США все еще не контролируют положение в Ираке. Недавние террористические акты показывают, что страна в любой момент может утонуть во всепоглощающем насилии. Это признают даже в американском министерстве обороны. А еще оно предупреждает, что от "Аль-Каиды" и шиитской милиции по-прежнему исходит опасность. Кроме того, соседнее государство Иран до сих пор "не приняло стратегического решения" о соблюдении нейтралитета в отношении Ирака. Тегеранский исламистский режим еще может вмешаться в ситуацию. За несколько дней до пятой годовщины начала войны все это вместе взятое не оставляет сверхдержаве ни одного повода для ликования.
На то, что американское правительство и военное руководство не знают, как будут развиваться события в Междуречье, также указывает отставка главы центрального командования вооруженных сил США. Адмирал Уильям Фэллон рассорился с президентом Джорджем Бушем и не сошелся с командующим вооруженными силами США в Ираке генералом Дэвидом Петреусом. В итоге Фэллон споткнулся на журнальной статье, в которой он был изображен своенравным и тщеславным упрямцем. Однако этого недостаточно, чтобы представить драму Фэллона как обусловленную его собственной раздражительностью и слишком большим тщеславием. Если Буш постоянно грозил Ирану, то адмирал предостерегал от политики сильной руки. Он всегда отвергал идею военного удара по персам.
Было бы неосторожным воспринимать отставку адмирала Фэллона как доказательство существования у Вашингтона военных планов в отношении Ирана. Тем не менее, внезапный конец карьеры Фэллона следует понимать как доказательство того, что президент Буш продолжает думать о силовом варианте. Данная отставка свидетельствует о том, что Вашингтон не рассматривает Ирак как изолированную проблему. События на территории всего Ближнего и Среднего Востока - от сектора Газа, через Ливан, до Ирана, Афганистана и Пакистана - тесно переплетены и одновременно крайне взрывоопасны. Однако не только США используют Ближний Восток как площадку для разыгрывания своих политических и экономических интересов. В трансрегиональных политических маневрах пробуют себя также Иран, Сирия и местные подпольные группы вроде "Хамаса" и "Хизбаллы". Между тем на положение в Ираке такое же важное влияние, как и сложные взаимоотношения между рассорившимися иракскими фракциями, имеют также факторы вроде продолжающегося спора между Востоком и Западом по иранской ядерной программе.
Все это не может не вызывать тревогу. Тем более что даже скромные итоги американцев в Ираке при ближайшем рассмотрении заставляют относиться к ним скептически. По существу с прошлого лета Вашингтон просто наводнил Багдад сухопутными войсками, чтобы иметь возможность обеспечить ограниченную безопасность хотя бы в столице и ее окрестностях. Похожим образом, словно полосками пластыря, американцы склеивают и латают Ирак пачками долларов. Они покупают лояльность упрямых суннитов, чья милиция патрулирует за это улицы, удостоившись похвалы Вашингтона, называющего милиционеров "сыновьями Ирака". Вашингтон также оплачивает создание иракской армии и полиции, тогда как багдадское правительство, ничего не делая, сидит на сундуках, набитых деньгами. Несмотря на все это американцы вынуждены бессильно наблюдать за тем, как иракские депутаты бессовестно оттягивают принятие наиважнейших законопроектов.
Пять лет - это много. Многомиллиардную программу восстановления, которую политики и генералы из Вашингтона сейчас расхваливают как патентованное решение проблемы Ирака, им следовало начать реализовывать еще пять лет назад, например, в той ее части, которая касается строго контролируемого создания и реорганизации иракских сил безопасности. Инвестиции в сумме нескольких миллионов долларов в инфраструктуру, для непосредственной помощи крестьянам и мелким предпринимателям тоже были востребованы гораздо раньше. Если подходить ко всему этому с такой точки зрения, то пять лет в Ираке были потрачены впустую. Хороший ли это знак, что сейчас Вашингтон все это понял? Безусловно. Однако хватит ли времени на исправление ошибок? Поживем - увидим.