Первый президент Советского Союза Михаил Горбачев заявил в интервью немецкому изданию Stern, что во время падения Берлинской стены 10 ноября 1989 года он "просто спал у себя дома", будить его не стали. "Да в этом и не было необходимости, - рассказывает последний генсек ЦК КПСС. - Первые детали случившегося я узнал уже ранним утром. Наша позиция тогда была ясна с самого начала - полное безразличие к тому, что где-то там стоит галдеж". Разделенная Германия, по словам Горбачева, представляла собой "бомбу замедленного действия". Поэтому он не сомневался, что объединение страны отвечало общим интересам, хотя "Великобритания с Францией выступали сначала против этого".
Кроме того, в интервью последний советский лидер упрекнул западных политиков в том, что они отказывали России в поддержке в сложный для нее период и не давали кредитов. "Временами у меня складывалось впечатление, что некоторые тогда потирали руки под столом, когда думали о тяжелом положении нашей страны", - цитирует Горбачева Stern.
При этом именно СССР, считает политик, инициировал своей программой разоружения окончание холодной войны и объединение Германии. "Некоторые западные политики провозгласили победителями в холодной войне исключительно себя, словно все это было их личной заслугой, - жалуется Горбачев - Как будто все это, в том числе объединение Германии, было бы возможно без участия России".
В заключение интервью Горбачев признал, что до сих пор считает себя виноватым в смерти жены Раисы: по его словам, она так и не смогла оправиться от критики и насмешек над реформами своего мужа. "Я каждый день думаю о том, что мог бы ее спасти. Она всегда была рядом, всегда шла на уступки, - признает политик. - Она отдала все ради моего успеха и карьеры. Я должен был защитить ее".