Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
14 мая 2002 г.

Нетрудно представить себе шквал риторики, который обрушится на нас, когда Северо- атлантический союз и Россия подпишут в Рейкъявике новое соглашение о более тесном сотрудничестве. "Творится история", "новый восход", "квантовый скачок в развитии отношении" и т.п. Много будет говориться об историческом совпадении - 16 лет назад на этом же арктическом острове Рональд Рейган и Михаил Горбачев спорили о контроле над вооружениями.

Но помпа и торжественность - это лишь заменители конкретного содержания. На самом деле эта сделка - лишь новая "упаковка", "содержание" останется все тем же - желание подтолкнуть Москву к сотрудничеству (а не противодействию) с НАТО.

Мало будет говориться о том, что министр иностранных дел Игорь Иванов, который подпишет документ от лица России, большую часть девяностых вставлял палки в колеса НАТО во многих регионах, от Балтики до Балкан. Ивановское "нет" до сих пор можно раздается в Вене, когда ОБСЕ хочет надавить на белорусскую диктатуру или создать демократические учреждения в Косово.

В ходе исландских увеселений не будет задано ни одного неудобного вопроса о российской политике и прошлых действиях страны. Все хотят начать с начала. В конце мая президент России Владимир Путин приедет в Рим, чтобы принять участие в инаугурационной сессии совета Россия-Нато, который будет создан в результате этой сделки. Этот орган, "НАТО из 20", будет проводить ежемесячные дискуссии и принимать совместные решения по вопросам взаимного интереса. Дипломаты говорят, что в частности речь пойдет о миротворческой деятельности на Балканах, распространении оружия, антитеррористической деятельности.

Новый совет действительно дает России возможность присоединиться к сообществу западных демократий, решая вместе с ними вопросы безопасности. Прежде всего, для этой новой инициативы нужна новая позиция самой России. Альянс будет рассчитывать на то, что Путин проявит добрую волю и заставит своих генералов и министров занять позицию, которая позволит ему выполнить обещание улучшать отношения с Западом. По словам сотрудников НАТО, занимающий агрессивную позицию Иванов, работавший в правительстве еще во времена бывшего президента Бориса Ельцина, во время переговоров с альянсом оставался в бездействии. Они говорят, что на самом деле эту сделку НАТО заключает не с Россией, а с Путиным,.

НАТО утверждает, что с точки зрения альянса сделка взаимовыгодна. Россия назовет имя нового посла в НАТО, откомандирует свою миссию в брюссельскую штаб-квартиру. Бывшие советские сателлиты много лет назад отправили туда своих дипломатов. Они вместе с НАТО проводят военные реформы, решают другие вопросы.

На самом деле новый совет заменит совместный постоянный совет НАТО-Россия, созданный в 1997 г. Так же как и новый, старый совет должен был обсуждать вопросы общего интереса и принимать совместные решения. Он не оправдал надежд. Россия даже прекратила свою работу в нем в знак протеста против войны НАТО в Косово.

Если такое случится еще раз, НАТО ничего не потеряет в результате своей попытки наладить отношения с Москвой. А может быть даже что-то выиграет. Если Россия станет подлинным партнером НАТО и будет вести более приемлемую политику в Чечне, Молдове и Грузии, то все будет замечательно.

Однако политические мотивы, скрытые за этой инициативой, заставляют задавать неприятные вопросы о самом соглашении. Обещая Москве "равный голос" в НАТО по ряду вопросов, США хотят вознаградить Путина. С точки зрения Вашингтона кремлевский босс многим рисковал не устроив шума, когда США расторгали Договор по ПРО и сбрасывали своих парашютистов в российских зонах влияния на Кавказе и Средней Азии. США хотят, чтобы в ноябре в НАТО вступили три балтийские государства. Как сказал нам один высокопоставленный сотрудник НАТО, это соглашение станет "небольшим утешением" для Путина.

Поначалу казалось, что Вашингтон готов сдать то, что до сих пор является самым успешным военным альянсом планеты, в угоду политическим приоритетам дня. США отказались от ряда амбиций, согласились уменьшить масштабы совета. Однако мы до сих пор не получили ответов на некоторые вопросы. Что такое "общие интересы"? Будут ли НАТО и Россия отрезать каждый для себя сферы влияния? Сможет ли НАТО принять решение действовать в одиночку в том случае, если не получится действовать вместе с Россией, или до какой степени Россия сможет мешать альянсу делать то, что он хочет? Альянс испытывает достаточно много проблем с принятием решений и в нынешнем составе из 19 членов - без России.

НАТО говорит, что первые несколько месяцев альянс будет действовать осторожно, не станет поднимать важные вопросы. Нельзя допустить, чтобы этот совет и НАТО стали похожи на ОБСЕ, которая, по мнению Москвы, должна служить моделью для будущего НАТО.

Альянс и Россия давно перестали быть врагами и могут подружиться. Мир изменился. Однако добрую волю прежде всего должна проявлять Россия; НАТО много лет показывает, что способен ладить со значительной частью бывшей советской империи.

Не лишним будет напомнить, что Россия - не член НАТО и не станет им в ближайшее время. Создавая новые структуры для альянса в этом году, после 11 сентября, США говорят, два принципа останутся священными и неприкосновенными: нельзя размывать целостность НАТО и давать России право вето в отношении решений альянса. Для того чтобы НАТО, несмотря на новый образ, который альянс получит в этом году, оставался сильным, 19 нынешних членов должны хранить верность как духу, так и букве этой политики.

Источник: The Wall Street Journal


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru