Завершены длившиеся двенадцать лет работы по реконструкции янтарной комнаты в Екатерининском дворце Петербурга
Легенда гласит, что Екатерина Вторая, которая была немного близорука, подъехав однажды в карете ко дворцу, в ужасе воскликнула "Пожар!". К счастью, "пожаром" были всего-навсего лучи вечернего солнца, которые, отражаясь в великолепном янтарном интерьере, создавали эффект горящего пламени.
Янтарь полностью от пола до потолка покрывает три стены парадного зала. Оставлено лишь место под окно. Каждая стена состоит из нескольких панелей - больших листов ДСП, на которые при помощи смолы приклеен разрезанный на тонкие пластинки янтарь. Зал имеет размеры десять на десять метров. Настенные зеркала, декоративные комоды, позолоченные подсвечники и мозаики из драгоценных и полудрагоценных камней образуют гармоничное произведение искусства, которым на протяжении почти двухсот лет восхищалась вся Европа, называя его восьмым чудом света.
Вчера официально завершился процесс реконструкции, а 31 мая в присутствии канцлера Шредера и президента Путина пройдет торжественное открытие восстановленной Янтарной комнаты.
Это действительно чудо: свет и тень сменяют друг друга на фрагментах Янтарной комнаты, включающих все теплые цвета спектра - от цвета темного лесного меда и глубокого рубиново-красного до светлого лимонно-желтого оттенка. Каждая панель обрамлена рамой с более толстыми янтарными пластинами. То, что издали кажется абстрактной живописью, при ближайшем рассмотрении оказывается уточненной композицией гравированных миниатюр - птицы, ангелы, лозы и цветочные мотивы, которые в уголках венчаются завитками.
Вкрапленные во многих местах полудрагоценные камни бросают зеленые, голубые и красные отблески на вставленные на двух стенах с целью экономии материала зеркала.
"Янтарь - это как живой организм, - говорит руководитель мастерской Владимир Мезенцев, - он довольно капризный, так как постоянно видоизменяется. Наши предшественники не знали этого и клеили его на дуб, который со временем покоробился. Янтарь среагировал таким же образом - он тоже высох и изменил свою форму". В результате со стен постоянно отлетали камни, всегда проходилось что-то подклеивать и доделывать. Поэтому, как предполагает Мезенцев, вряд ли кто-нибудь из владельцев мог испытывать настоящую радость от созерцания бесценной комнаты.
Электрон - так карфагеняне называли смолу утонувших древних сосновых деревьев, которая в море застыла и превратилась в камень. У торговцев из Северной Африки, приплывавших в Англию после долгого и опасного путешествия через "туманное море", янтарь ценился в десять раз выше золота. Однако англичане были всего лишь посредниками в торговле "слезами Балтийского моря". В Польше и Литве до сих рассказывают истории о Юрате - дочери морского царя, которая полюбила простого рыбака. Узнав об этом, разъяренный отец велел разрушить ее дворец на дне моря. Говорят, во время бури обломки дворца до сих пор прибивает к берегу в виде самых больших и самых красивых кусков янтаря.
Именно здесь, в бывшей Пруссии, король Фридрих Первый в 1701 году дает приказ о создании Янтарной комнаты. Первоначально предназначавшаяся для дворца в Шарлоттенбурге, позже она становится украшением одного из дворцов Берлина. Предполагается, что идея столь амбициозного проекта - ведь до этого из янтаря изготавливались только небольшие предметы - принадлежала придворному архитектору Андреасу Шлютеру.
Преемник Фридриха, Вильгельм Первый, получивший за свой простонародный образ жизни и нрав прозвищу "фельдфебель на троне", не проявил интереса к незавершенному произведению искусства и подарил его Петру Первому. Тот отблагодарил Вильгельма по-императорски, предоставив ему для личной гвардии 55 самых рослых гренадеров.
Но по-настоящему оценила берлинский подарок, пожалуй, только дочь Петра Елизавета. Франческо Растрелли, ее любимый архитектор, велел разместить Янтарную комнату в Зимнем дворце в качестве настенного украшения. Туда же сын Вильгельма Фридрих II направлял дополнительные фрагменты, выполненные из балтийского янтаря. В 1755 году Елизавета перевезла комнату в свою летнюю резиденцию под Петербургом, Екатерининский дворец, названный в честь ее матери императрицы Екатерины.
Там комната находилась вплоть до 1941 года. В июне Гитлер нападает на Советский Союз, линия фронта с пугающей скоростью приближается к Ленинграду. Советские специалисты едва успели вывезти убранство Янтарной комнаты в Сибирь, перед тем как замкнулось кольцо блокады.
В ноябре того же года спецотряд северной группы войск вермахта разобрал драгоценные стены и отправил янтарь их в 27 ящиках в Кенигсберг, где в Кенигсбергском замке Янтарная комната была собрана вновь.
В начале 1945 года, когда в Кенигсберге стали слышны залпы "катюш" Советской Армии, ее снова разбирают для перевозки.
С этого момента все следы комнаты теряются, что, однако, не мешает авантюристам и искателям кладов вот уже более полувека заниматься ее поисками.
Поисковая система MSN на слово "янтарная комната" выдает более 3000 сайтов. Большинство из них посвящено возможному местонахождению шедевра. Мало правды - много выдумки. Звучат даже самые дикие предположения: якобы Янтарную комнату спрятали на "Курске", чтобы контрабандой переправить заграницу. Чтобы воспрепятствовать этому, летом 2000 года российская атомная подлодка якобы подверглась нападению собственного флота и была отправлена на дно Баренцева моря. Получается, восьмое чудо света безвозвратно утеряно.
История новой Янтарной комнаты начинается в 1990 году: почти случайно реставраторы обнаружили 86 фотографий, сохранившихся с 30-х годов. Татьяна Шаркова, руководитель музея, хорошо помнит события того времени: "Еще в 1979 году Совет Министров СССР принял решение о создании копии комнаты. До этого надеялись, что она все же где-то отыщется. Затем в течение 11 лет шли поиски по архивам, чтобы можно было создать верную оригиналу копию.
Но фотографии были черно-белыми, переводить оттенки серого в нормальные цвета казалось "сизифовым трудом", на эту работу знаменитому реставратору Александру Кедренскому потребовались месяцы. И все же похвалы он отвергает и рассказывает: у нас был сделанный в 1918 году цветной диапозитив и маленькие фрагменты самой комнаты. "Мы просто положили их на белую бумагу, сфотографировали на черно-белую пленку и, сопоставив снимки, узнали, какие серые тона соответствуют каким цветам, от коричневого и рубиново-красного до лимонно-желтого".
Все эта затея стоила российскому правительству восемь миллионов долларов. Пришлось приобрести почти шесть тонн сырья и в течение 12 лет выплачивать зарплату десяткам специалистов.
Памятная доска рядом напоминает о том, что немецкая сторона в лице компании Ruhrgas AG с 1999 года тоже поддерживает проект, внеся сумму 3,5 миллиона долларов. Без германской поддержки вряд ли удалось бы закончить работы к назначенному сроку, а именно к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга.
Однако реставраторы не знают, что им делать: плакать или смеяться. С одной стороны, немецкая финансовая помощь позволила продолжить работы, с другой - им пришлось завершить проект раньше, чем хотелось бы. "Учитывая регулярно происходившие перерывы в работе, мы бы были обеспечены заработком на несколько лет вперед, - говорит реставратор Александр Крылов - Теперь, может быть, придется переквалифицироваться в стеклодува или пойти в пожарные. Во всяком случае, сувениры для туристов я больше делать не намерен. Если повезет, поеду в Германию, где еще есть работа: в Дрезденский музей "Зеленый свод", например. А здесь во дворце и в Эрмитаже все, что есть из янтаря, уже отреставрировано".
К сожалению, вздыхает Крылов, никто не хочет создавать вторую Янтарную комнату. Для Крылова это остается несбыточным сном. "Кто сегодня имеет дело с янтарем, ставит на первое место особенность и красоту этого камня. В XVII и XVIII веках, когда был создан оригинал, мастер формировал камень. Камень ему подчинялся, ему придавали нужную форму и даже окрашивали".
Подлинный комод из Янтарной комнаты доказывает, настолько прав господин Крылов. Этот комод и одна из флорентийский мозаик - инкрустация из оникса, яшмы и мрамора, изображающая человеческие чувства, - являются единственными фрагментами утерянного произведения искусства, которые удалось отыскать. И, как назло, нашлась как раз та самая мозаика, копию которой уже создали и вмонтировали в стену. В мая 2000 Путину лично был вручен оригинал, который сейчас стоит на мольберте прямо перед своей копией. Во время торжественной передачи Михаэль Науманн, тогдашний полномочный представитель германского правительства по культуре, намекая на долгие споры вокруг трофейных предметов искусства и необходимость ответного жеста с российской стороны, заметил, что "в Германии тоже много комнат пока пустует".