Канцлер и вице-канцлер наносят визиты. В Москве министру иностранных дел открыты все двери
Канцлер и вице-канцлер одновременно покинули страну. На неделе, следующей за Троицей, по-настоящему срочных дел дома не намечается. Заседаний правительства на этой неделе не будет. Но все же подобное стечение обстоятельств необычно. Конечно, против продолжительного турне Ангелы Меркель по Южной Америке возражений не имеется. Ведь до сих пор этот континент был обделен вниманием Германии. При этом его значение все возрастает.
То, что за день до этого Франк-Вальтер Штайнмайер отправился в Россию, тоже имеет свои причины. На начало июня новый российский президент Дмитрий Медведев наметил ознакомительный визит в Берлин - предположительно, свою первую заграничную поездку. Штайнмайер делает то, что прежде он уже делал для Герхарда Шредера - он готовит визит. Целая неделя для этого не нужна. Но это дает министру иностранных дел возможность совместить приятное с полезным.
Немецкий министр иностранных дел - это необычный государственный деятель. По результатам опросов он регулярно занимает первое место по популярности среди политиков. При всем том не существует какой-то определенной темы, которая являлась бы сферой исключительно его ответственности. Чем более важным представляется тот или иной мировой регион, тем энергичнее выступает на передний план фигура канцлера. Во внешней политике канцлер давно взяла на себя все те темы, которые могут попасть на первые полосы газет: будущее Европы, трансатлантические отношения, Иран и его ядерное оружие. Министру же достается всякая мелочь.
Но германо-российские отношения мелочью не назовешь. Однако именно здесь Штайнмайер демонстрирует свои амбиции. Политики ХДС/ХСС утверждают, что он якобы хочет спасти максимум возможного из близости Шредера к Путину. И это отнюдь не похвала. Министр парирует удар, мол, курс в отношении Москвы нельзя определять "с оглядкой на первые полосы собственных газет". Более открыто он вряд ли смог бы сформулировать свое недовольство дистанцией, которую Меркель держит в отношении российского президента, и ее критикой в адрес несоблюдения прав человека.
Сегодня Штайнмайер встречается с президентом - раньше, чем канцлер. Протокол этого не требует. Это знак - в Москве перед Штайнмайером открыты все двери. Министра и президента связывают сердечные отношения еще с тех пор, когда они вместе содействовали дружбе Путина и Шредера. Один - как шеф федеральной канцелярии, другой - как заместитель главы кремлевской администрации. Германская политика в отношении России могла бы стать той важной темой, через которую немецкий министр иностранных дел несомненно сможет добиться признания. При условии, что канцлер это допустит. Ведь до сих пор Россия всегда была делом первого лица в государстве.