Если Виктор Ющенко, прозападный президент Украины, действительно считал, что прошлогодние досрочные парламентские выборы внесут ясность в политическую обстановку в Киеве, он ошибался.
Атмосфера напряжена, как и прежде. Почти каждый день появляются заголовки об очередном повороте в кажущейся бесконечной политической суматохе. Ничто не указывает на то, что это прекратится до официального старта президентской кампании в следующем году.
Все должно было быть по-другому. Когда Ющенко одержал триумфальную победу в "оранжевой революции" 2004 года, было много надежд на то, что ему действительно удастся объединить страну вокруг себя и ориентированной на Запад программы. Но ему не удалось воспользоваться моментом, и с тех пор его одолевают ссоры с соперниками и союзниками.
Поддерживающий Януковича законодатель Сергей Левочкин, бывший соперником Ющенко на спорных выборах 2004 года, говорит, что при президенте страна сделала определенный скачок вперед благодаря сотрудничеству с другими политическими группами, введению свободы прессы и вступлению в ВТО. "Но многие возможности были упущены из-за постоянной внутренней борьбы в самом "оранжевом" лагере Ющенко".
Сначала Ющенко поссорился с Юлией Тимошенко, своей союзницей по "оранжевой революции", которая добилась популярности за его счет и позиционировала себя как соперника президента. Затем состоялось громкое возвращение Партии регионов Януковича, которая получила почти треть голосов на парламентских выборах 2006 года, обеспечив Януковичу пост премьера.
Силовая борьба между президентом Ющенко и премьер-министром Януковичем достигла такого размаха, что стороны обвиняли друг друга в пренебрежении конституцией. Промосковская правящая коалиция Януковича препятствовала всем инициативам по быстрой западной интеграции, составлявшим основу внешней политики Ющенко.
Прошлой весной Ющенко сделал попытку разрешить кризис путем роспуска парламента и проведения досрочных выборов. Этот шаг, который Янукович назвал противоречащим конституции, был поддержан Тимошенко, планировавшей вернуться на политическую сцену.
Добившись еще более высоких результатов на осенних выборах 2007 года, Тимошенко гарантировала себе возвращение на пост премьера, но результаты голосования были неутешительны. Конфликт Ющенко с Тимошенко оказался столь же ожесточенным, как и борьба Ющенко с Януковичем.
Правда в том, что украинские политики все еще привыкают к многопартийной демократии, пришедшей на смену авторитарному режиму предыдущего президента, Леонида Кучмы.
"Многие обвиняют Ющенко в недостатке решительности, другие говорят о постоянной борьбе между тремя амбициозными политиками Украины", - отмечает Алексей Харан, профессор политологии в Киево-Могилянской академии, элитарном киевском университете.
"Парадокс в том, что демократия на Украине оказалась заложницей процесса демократизации. После "оранжевой революции" стало ясно, что ни одна политическая партия не может монополизировать власть", - говорит Харан.
"Иногда кажется, что страна на грани конфликта, но элиты находятся в постоянном поиске компромисса. Как мы видим, это сложный процесс".
Переход затрудняется загадочными изменениями конституции, ставшими частью компромисса во время "оранжевой революции". Полномочия президента перешли к парламенту, но при этом ключевые вопросы власти до сих пор открыты для различных интерпретаций.
Харан утверждает, что украинская политика становится все более демократической.
"За исключением прибалтийских стран, Украина сегодня - единственная свободная страна бывшего СССР по классификации Freedom House. Это очень соревновательная атмосфера", - говорит он.
"Со временем появятся новые лица, но эти трое останутся на лидирующих позициях до президентских выборов. Хотя создается впечатление, что политику диктуют три лидера, руководствуясь своими амбициями, на самом деле ситуация сложнее. Ни один из них не может пренебрегать волей своей политической базы, граждан и деловой элиты", - добавляет он.
И Ющенко, и Тимошенко поддерживают прозападную политику и имеют схожие стратегии внутренних реформ. Но их соперничество может разрушить их партнерство, открыв путь для возвращения Януковича, который выступает против членства в НАТО и обвиняется в потакании интересам Москвы.
Опросы общественного мнения показывают, что Тимошенко является основным кандидатом в президенты, ее поддерживают 25% опрошенных. Незначительно отстает от нее Янукович, имеющий наибольшие шансы выйти вместе с ней во второй тур. Ющенко поддерживают менее 10% избирателей.
"Похоже, сейчас у Ющенко мало шансов сохранить президентский пост", - говорит Харан.
Победа любого из кандидатов на президентских выборах сама по себе не решит насущных проблем Украины.
"Оранжевая революция" заронила семена свободы прессы и соревновательной демократии.
Но непрекращающаяся политическая суматоха отодвинула на второй план утверждение более четких конституционных правил и крайне необходимые реформы, в том числе принятие более благоприятного налогового кодекса и избавление от бюрократических проволочек. И если Ющенко ратует за некоторое расширение президентских полномочий, два его более популярных врага выступают за парламентскую систему. Тем не менее, достичь консенсуса по новой конституции будет "очень, очень сложно", говорит Левочкин.
Ожесточенным соперничеством в украинской политике не преминула воспользоваться Россия. Москва настраивала украинских политиков друг против друга, тем самым сохраняя свое влияние. На российском телевидении Украина предстает хаотичной страной, неудачно пытающейся установить демократию западного образца.
Занятые повседневными делами и радующиеся восьмилетнему экономическому росту избиратели дистанцировались от киевской политики. Зарплаты и уровень жизни резко возросли.
В условиях всемирного финансового кризиса и возможного замедления темпов роста в будущем экономисты предупреждают: украинские лидеры не могут позволить себе дальше откладывать проведение ключевых реформ, необходимых для поддержания стабильного экономического роста.
Пока предвыборная лихорадка в самом разгаре, мало кто в Киеве верит, что в ближайшее время появится стимул проводить реформы.
"Украина в последние годы пребывала в постоянной стадии выборов, из-за чего политики стали более склонны к популизму, чем к проведению структурных реформ. Я думаю, мы можем ожидать ощутимых подвижек к проведению структурных реформ накануне президентских выборов, но следующая большая волна придет уже после", - говорит Харан.