По соображениям безопасности Италия хочет вновь ввести пограничный контроль. Имеет ли она на это право?
Роберто Марони - человек действия. Политик из партии "Лига севера" по соображениям безопасности хочет снова ввести пограничный контроль. Уже на этой неделе в рамках борьбы с преступностью и нелегальной миграцией новое итальянское правительство Сильвио Берлускони собирается принять пакет законов по обеспечению безопасности. Одна из запланированных мер - выход из Шенгенского соглашения. Направлена она, прежде всего, против румынских иммигрантов и цыган, на которые общественность возлагает ответственность за рост преступности.
Собственно, Шенгенским соглашением предусмотрено, что в случае "серьезной угрозы общественному порядку или внутренней безопасности" контроль на внутренних государственных границах может быть снова введен - это зафиксировано в законодательстве ЕС. Разумеется, эта норма вводится в действие только "в виде исключения" и на весьма ограниченный срок - граница может быть закрыта не более чем на 30-дневный срок, на этот период проверке подлежат лица, пересекающие границу, а также их документы. Продление данного срока возможно только в том случае, если "серьезная угроза" сохраняется в течение более 30 дней. Однако полностью Шенгенское соглашение отменено быть не может. Это допустимо только на то время, когда входящая в него страна может подтвердить существование конкретной угрозы. На итальянский случай, по мнению брюссельских экспертов, это положение не распространяется.
Вероятно, в июне, на время чемпионата Европы по футболу Австрия тоже возьмет тайм-аут от "Шенгена", чтобы подготовиться к натиску не слишком разборчивых в средствах болельщиков. Тем самым она последует примеру некоторых государств ЕС, которые во время крупных спортивных событий ставили на своих границах полицейских.
Собственно, решение о временной отмене шенгенских нормативов принимает заинтересованная страна ЕС, но об этом она должна проинформировать Еврокомиссию и другие государства, входящие в соглашение, подробно разъяснив причины и указав продолжительность действия "чрезвычайного положения".
В отличие от экспертов ЕС новый министр внутренних дел Италии Марони видит в преступности в стране достаточную причину для возобновления пограничного контроля. Наряду с морскими границами он хотел бы контролировать, прежде всего, границы со Словенией и Австрией, через которые в Италию попадают румыны и цыгане. Его намерение косвенно свидетельствует также о недоверии к Венгрии, которая после расширения Шенгенской зоны в декабре прошлого года отвечает за пограничный контроль на границе с Румынией.
Румынское правительство определяет планируемый пакет мер - в частности, уравнивание нелегального пребывания в стране с преступлением - как ксенофобский акт нового итальянского правительства. Аналогичным образом высказался также кардинал Ренато Мартино, "министр юстиции" Ватикана.
Объявленные меры стали причиной душевного разлада для бывшего комиссара ЕС Франко Фраттини, который в качестве министра иностранных дел нового итальянского правительства должен теперь нести за эти решения солидарную ответственность. В Брюсселе он всегда выступал за прагматичную иммиграционную политику и неоднократно повторял, что расширение Шенгенской зоны не представляет даже потенциальной угрозы безопасности. И вот теперь ему придется вновь частично закрыть границы с восточноевропейскими странами.
Пограничный контроль на время чемпионата
До начала и во время чемпионата Европы по футболу Австрия тоже будет контролировать приезжающих иностранцев. Однако, как пояснила нашему корреспонденту пресс-секретарь министра внутренних дел Гюнтера Платтера, контроль будет вводиться точечно и по мере необходимости. Эксперты из министерства готовятся к началу чемпионата Европы установить пограничный контроль почти на всех пунктах пересечения границы. "Затем мы будем наблюдать за перемещением болельщиков и реагировать соответствующим образом", - говорится в группе по подготовке чемпионата. Там, где больше не существует пограничных пунктов, будут действовать мобильные группы, перемещающиеся на специально оборудованных автобусах.