"Предвыборная кампания в США пока что сравнительно мало волнует умы австрийцев. Это положение дел сильно отличается от ситуации примерно десятилетней давности, когда Америка была в центре всеобщего внимания, а дебаты о США достигли своего апогея", - пишет Маргит Райтер в статье для Die Presse.
Автор напоминает, что после терактов 11 сентября 2001 года ответственность за них по принципу "сеющий ветер пожнет бурю" возлагалась на американскую политику последних десятилетий. "При этом в большинстве случаев перечислялись практически все политические ошибки США - не только ближневосточная политика, дискуссии о которой в этой связи действительно были уместны, но и весь перечень прошлых и настоящих "грехов" США", - пишет Райтер.
"Несомненно, критика США в десятилетие после 11 сентября была вездесущей и местами вполне оправданной. Президент Буш из-за своей политики и своих привычек тоже представлял собой идеальный образ врага. Но ругань в адрес США после 11 сентября во многом выходила за рамки конструктивной критики американской политики и войны в Ираке. Часто она представляла собой только предлог для высказывания существовавших ранее предрассудков и не всегда была свободной от высокомерного ощущения морального превосходства", - пишет автор. По ее словам, "сейчас практически невозможно провести четкую грань между "правым" и "левым" антиамериканизмом, как показала, например, критика глобализации в контексте 11 сентября".
На данный момент, пишет Райтер, наиболее радикальные формы антиамериканизма встречаются на периферии глобализации: в арабском мире, а также в некоторых регионах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. В Европе же, по ее мнению, антиамериканизм закончился с избранием Барака Обамы, воспринятого эйфорически именно по контрасту с Бушем. Такое восприятие не могло не привести к разочарованию; вместе с ним, по-видимому, упал и интерес к США. "Смерть Усамы бен Ладена и "арабская весна", которую регулярно интерпретируют как "антитезу к 9/11", также подвели черту под 11 сентября и вытеснили Америку на второй план общественного дискурса", - пишет автор.
Теперь антиамериканские чувства снова ушли в культурную и экономическую сферу. Например, в деле Стросс-Кана критикуют американское ханжество и политкорректность; к тому же антиамериканские настроения проявляются в недифференцированной критике "финансового капитала" и "биржевых спекуляций" Уолл-стрит. Во всяком случае, подытоживает автор, в некоторой степени антиамериканизм, хотя бы ради отграничения друг от друга, является частью европейской культуры.