С момента самой кровавой бойни на территории бывшего СССР прошло уже восемь лет. Тогда, 13 мая 2005 года власти отдали приказ открыть огонь по безоружным демонстрантам в узбекском Андижане, в результате чего погибли сотни мужчин, женщин и детей. До сих пор, пишут в Die Zeit правозащитники из Human Rights Watch Хью Уильямсон и Стив Свердлов, никто так и не привлечен к ответственности - авторитарный президент Ислам Каримов игнорирует все требования о проведении независимого расследования.
Между тем репутация Узбекистана продолжает ухудшаться. На сегодняшний день, констатируют авторы статьи, ситуация с соблюдением прав человека в стране считается одной из самых безнадежных в мире. После событий в Андижане власти, применяя неслыханное насилие, разобрались с правозащитниками и журналистами, международные СМИ и правозащитные организации были выдворены из Узбекистана, многие были арестованы, повсюду применяются пытки. Известен случай, когда в апреле 2012 года спецслужбы избили до потери сознания 26-летнюю правозащитницу Гульназу Юлдашеву, расследовавшую факты причастности государственных структур к торговле людьми. Свою деятельность в республике на время сворачивал даже Международный комитет Красного Креста, что является крайне редким событием. Как выразился гендиректор организации, МККК, работе которой обычно не препятствуют даже самые авторитарные государства, было отказано в соблюдении стандартов организации в местных тюрьмах.
На таком фоне в настоящее время отношения с Узбекистаном являются крайне неприятной темой для многих западных государств, в особенности для Евросоюза, поначалу высказавшего недовольство случившемся и даже принявшего санкции против этой центральноазиатской страны. Однако уже в 2009 году, подчеркивает издание, последовала их отмена - хотя Узбекистан не выполнил ни одного требования ЕС касательно соблюдения прав человека. Все дело в том, поясняют правозащитники, что Узбекистан, через который пролегает главный маршрут снабжения войск НАТО, участвующих в операции в Афганистане, - хоть и неприятный, но важный региональный игрок. Евросоюз, как пишут Уильямсон и Свердлов, "извивается и не видит в Узбекистане - даже несмотря на все доказательства - полной картины происходящего".
Авторы призывают понять, что "своей нынешней стратегией ЕС не возымеет никакого влияния на ситуацию с правами человека в республике". "Евросоюзу и государствам-участникам следует поступить так же недвусмысленно, как когда-то поступил Красный Крест, - считают правозащитники. - ЕС должен дать понять Ташкенту: если тот не улучшит существенным образом правовую ситуацию в стране, Европа введет целенаправленные санкции вроде запрета на въезд на территорию ЕС или замораживания счетов".
ЕС и его союзникам, подытоживают авторы, необходимо "потребовать от Совета ООН по правам человека назначения специального докладчика, целью которого было бы проведение международного расследования преступления в Андижане". "Улучшение ситуации с правами человека в Узбекистане отразилось бы на всем регионе, отличительной чертой которого являются стареющие автократы, элиты, злоупотребляющие властью, и коррупция", - говорится в статье.