Кризис на Украине, пишет руководитель берлинского Фонда науки и политики (Stiftung Wissenschaft und Politik) Фолькер Пертес на страницах немецкого издания Die Zeit, повлечет за собой ряд базовых и очень практических вопросов касательно отношений между Россией и ее западными соседями: будут ли они в долгосрочной перспективе основываться на логике нулевого порядка, удастся ли Москве и западным правительствам, несмотря на серьезный конфликт, продолжить сотрудничество в других областях, где это отвечает глобальным интересам? И смогут ли они заново научиться "укреплению доверия" после возросшего недоверия? Возникают эти вопросы не только на фоне проблем в Иране, Сирии, на Ближнем Востоке или возможного кризиса в КНДР, но и в связи с общим Севером и Арктикой.
Глобальное потепление и связанное с ним таяние льдов изменяет географию Арктики и постепенно делает ее более доступной. В буквальном смысле оно "открывает ее для усиленного экономического пользования", а именно - для добычи нефти, газа, минеральных ресурсов, промысла рыбы, туризма и, не в последнюю очередь, транспортных перевозок.
В настоящее время руководители и эксперты в заинтересованных государствах разрабатывают два совершенно разных сценария по будущим международным отношениям в Арктике. Одни, пишет Пертес, видят в регионе арену межгосударственной конкуренции и нарастающих конфликтов; другие рассматривают Арктику в качестве зоны сотрудничества государственных и негосударственных "игроков". Так, согласно первому сценарию, в один прекрасный момент таяние льдов запустит гонку за энергетические и минеральные ресурсы в Арктике и, соответственно, станет причиной споров за территории. С ростом геостратегического значения региона возрастет и военная деятельность государств. "Вполне возможно, что в Арктике будут решаться конфликты между Россией и государствами НАТО, Россией и Китаем или же даже Китаем и государствами НАТО или ЕС".
Вероятность развития подобного сценария исключать нельзя, считает эксперт, но риск возникновения конфликтов из-за ресурсов не столь велик, как принято предполагать. По данным аналитиков Международного института стратегических исследований Кристиана ля Мьера и Джеффрри Мейзоу, 95% всех известных арктических залежей нефти и газа находятся в так называемых исключительных экономических зонах приарктических государств, то есть, подчеркивает Пертес, для возникновения гонки просто нет причин.
Конечно же, отдельные приарктические государства очень пристально следят за увеличением военного присутствия в регионе других государств. Но одновременно с этим норвежские, российские и канадские эксперты отмечают, что именно военные способны в полной мере обеспечить защиту и безопасность для гражданского использования столь негостеприимного региона. Размещение дополнительных российских разведывательных самолетов на северной границе России должно расцениваться другими государствами как фактор стабилизации, говорится в статье. То же самое касается и береговой охраны - как России, так и других государств. Боевые самолеты, в свою очередь, имеют совершенно другой посыл. Кроме того, Россия, если она действительно желает, чтобы Северный морской путь был безопасным, должна обмениваться значимой военной информацией с другими государствами.
Тесное сотрудничество между военно-морскими флотами и береговой охраной приарктических государств не только увеличит безопасность коммерческого судоходства в Арктике - оно станет мерой по укреплению доверия, уверен Пертес.