Были времена, когда украинское искусство перформанса ассоциировалось в Европе с обнаженной грудью активисток "Фемен", а сама Украина - с предстоящим чемпионатом Европы по футболу, проводившимся совместно с Польшей, пишет Инга Пилипчук на страницах немецкой газеты Die Welt. Было это в 2012 году. Тогда крупное спортивное мероприятие проводили сразу в четырех украинских городах: Киеве, Львове, Харькове и Донецке. Тремя годами позже расширенный и обустроенный специально для ЧЕ Донецкий аэропорт лежит в руинах, а сам город находится во власти российских и пророссийских вооруженных группировок, называемых сепаратистами.
Украинское искусство, продолжает журналистка, кардинальный образом отреагировало на переход от мира к войне, и это можно увидеть на биеннале в Венеции. В одном из павильонов биеннале собраны работы украинских художников, причем все они без исключения посвящены войне: тут и новостные сюжеты, и газетные коллажи, и фотографии мирного населения, ставшего жертвой конфликта. Все это - словно кусок жестокой реальности на фоне венецианской действительности с ее голубями, бокалами, наполненными шампанским, и солнечной лагуной. Произошли изменения и в перфоманс-арте: времена, когда Украина могла защищаться только обнаженной грудью девушек из "Фемен", прошли. Теперь украинские перфоманс-художники надевают военную форму и "оккупируют" российский павильон, пишет Пилипчук. "Не волнуйтесь, мы здесь только в отпуске", - отвечают охранникам украинцы, написавшие на куртках #onvacation.
Но, как бы ни была проста задумка перфоманса, его воздействие - огромно, считает Пиличук. Таким образом "художники напоминают нам, как "после задержания десятка российских десантников на востоке Украины в августе 2014 года Владимир Путин утверждал, что на Донбассе российских военных нет, разве что те, кто находится там в отпуске". Также благодаря акции мы можем понять, как происходит подобное вторжение во времена гибридных войн. Как рассказали организаторы акции, они провели в российском павильоне почти час, прежде чем им начали задавать вопросы о том, кто они такие и что там делают. "Вот и при путинской оккупации никто не орал: "Руки вверх". Захват происходил скрытно, и потом просто оказалось "Опля, а Крыма нет", - утверждают художники.