Вчера президент России Владимир Путин, еще не зная, кто будет новым президентом США, с которым ему в будущем придется вести переговоры, заявил, что России и США в рамках новых усилий по разоружению следует резко сократить свои арсеналы ядерных ракет большой дальности.
По его словам, Россия готова рассмотреть вопрос о снижении количества боеголовок ниже отметки в 1500 штук с каждой стороны, что предлагается Москвой в настоящий момент и может быть достигнуто к 2008 году. В то же время он вновь высказался против намерений США создать собственную систему ПРО, решение о целесообразности строительства которой президент Клинтон оставил на усмотрение своего преемника.
Заявление Путина, распространенное президентской пресс-службой, не содержит ничего принципиально нового. Однако главком РВСН Владимир Яковлев выступил вчера с комментариями, которые позволяют предположить, что Россия примирилась с фактом создания США своей системы ПРО.
Яковлев предложил рассматривать наступательные и оборонительные ракеты как единое целое, подразумевая, что сокращение одних ракет должно компенсироваться наращиванием других. "Страна, которая хочет увеличить один из компонентов, должна сократить другой",- отметил он.
Американские и российские эксперты предположили, что заявления Яковлева не свидетельствуют об изменении политики, а являются лишь пробным камнем. "Поскольку из-за президентских выборов возникла стратегическая пауза, обе стороны начинают мыслить вслух",- считает глава московского Института США и Канады Сергей Рогов.
В Вашингтоне представители Госдепартамента заявили, что все еще изучают комментарии Яковлева, в то время как официальный представитель госдепа Филипп Рикер подчеркнул, что заявления Путина в значительной степени подтверждают российскую позицию по вопросу сокращения стратегических ядерных вооружений. "Мы, безусловно, разделяем российскую заинтересованность в более низких уровнях стратегических ядерных вооружений",- добавил он.
Не имея возможности заменить свои устаревшие ядерные вооружения, Россия давно выступает за более радикальные сокращения ракет большой дальности. США выразили предварительное согласие на их сокращение до уровня 2000-2500 боеголовок. Однако Россия до сих пор не предлагала более резких сокращений в обмен на отказ США от создания своей системы ПРО, которая, по мнению Вашингтона, должна защитить Америку от "государств-изгоев", подобных Северной Корее.
"Нам говорят, что ситуация в мире за три последних десятилетия значительно изменилась,- заявил Путин.- Обстановка действительно изменилась, однако не настолько, чтобы ломать сложившуюся систему стратегической стабильности путем выхолащивания договора по ПРО". Концепция взаимной уязвимости, лежащая в основе этого договора, запрещает обеим сторонам создавать свою систему ПРО.
Вице-президент Гор, по его же собственным словам, поддерживает идею ограниченного противоракетного щита, призванного защитить США; кандидат от республиканцев Джордж Буш утверждает, что данная система защитит и союзников США.
Президент американской Ассоциации по контролю над вооружениями Спурджеон Кини назвал заявления Яковлева "пробным шаром". По словам российского военного эксперта Павла Фельгенауэра, Яковлев лишь выступил с предложением, поскольку "мы знаем, что оно не будет одобрено".
И все же эксперт по внешнеполитическим вопросам Сергей Кортунов, имеющий тесные связи в российском правительстве, считает, что российская позиция может стать более гибкой. По его мнению, российские официальные лица признают, что недостаточно лишь повторять известную позицию.