Москва не хочет больше слышать о Чечне. И вчера она начала широкомасштабное наступление, цель которого - заставить замолчать тех, кто после прошедшего на прошлой неделе в Риме саммита Россия - ЕС осмелился высказать замечания по поводу его итогов.
Так, председатель Европарламента Пэт Кокс подверг критике итоговое коммюнике саммита. "От имени всего парламента я хотел бы сказать, что итоговый документ этого саммита мне действительно не понравился, так как в его тексте ничего не сказано по поводу соблюдения прав человека и Чечни", - сказал он.
"Высокопоставленные дипломатические источники в российской столице", цитируемые агентством ИТАР-ТАСС, дали ему вчера жесткий ответ: "Коксу следовало бы заняться вопросами расцветающего в ряде стран Европы антисемитизма и не лезть в проблемы, в которых он ничего не понимает или не хочет понимать".
После саммита Россия - ЕС глава датской дипломатии Пер Стиг-Мёллер осудил "действия России против своих же граждан в Чечне".
В ответ на это заявление Российский МИД выступил со своим комментарием. Выразив "недоумение" по поводу того, что Копенгаген берет на себя функции официального представителя ЕС, российские дипломаты высказали еще ряд ироничных замечаний, после чего бросили упрек самой Дании: "Не секрет, что эта страна - одно из излюбленных мест безбедного проживания людей, связанных с "Аль-Каидой" и другими террористическими группировками". Год назад датские власти дали согласие на проведение в Копенгагене чеченского конгресса.
Третий дипломатический залп, прозвучавший в этот день, был сделан по Лондону, прямо обвиненному в "оправдании терроризма". Причина - высказанное вчера Англией согласие предоставить политическое убежище чеченскому эмиссару Ахмеду Закаеву, выдачи которого требовала Москва.
Принявший это решение судья Тимоти Уоркман высказал убеждение, "что, вероятнее всего, мотивом российского правительства было и остается стремление помешать г-ну Закаеву продолжать участвовать в мирном процессе и дискредитировать его как умеренного лидера". Его экстрадиции, подчеркнул судья, Москва добивалась "из-за его национальности и политических убеждений".
Российская Генпрокуратура тут же отреагировала на это решение Англии, охарактеризовав его как "политическое" и "тенденциозное". Сергей Ястржембский, один из кремлевских советников Владимира Путина, также высказался по этому поводу, заявив, что это решение "можно рассматривать не только как рецидив политики двойных стандартов, характерный для периода холодной войны, но и как попытку оправдать терроризм".
При этом Ястржембский грозно добавил: решение британской юстиции, "несомненно, нанесет ущерб взаимодействию стран, входящих в антитеррористическую коалицию", что "идет вразрез с духом партнерства, над созданием которого обе страны работали в последние годы".