Накануне выборов две главные партии теряют поддержку и ссорятся
Главный спонсор реформаторской партии "Яблоко" в тюрьме, и деньги от него перестали поступать за несколько недель до парламентских выборов. Прокуратура провела обыск в пиар-агентстве партии, изъяла компьютеры с планами кампании и не вернула их.
Но перед "Яблоком" стоит гораздо более серьезная проблема: разочарование избирателей в демократическом движении, которое эта партия когда-то возглавляла. По опросам, которые проводятся в преддверии выборов, партия набирает около 5%, столько же, сколько и Союз правых сил, еще одна партия, поддерживающая рыночную экономику и демократию. Если партии опустятся ниже этого порога, они не будут официально представлены в новом парламенте.
По мнению аналитиков, этот результат может повлечь за собой исчезновение демократов как значимой силы в российской политике. В парламенте будут господствовать проправительственная партия, единственное предвыборное обещание которой сводится к тому, что она будет близка к президенту Путину, и коммунистическая партия, страдающая ностальгией по Советскому Союзу.
"Если Союз правых сил и "Яблоко" не попадут в парламент, это несомненно, будет еще одним шагом назад, - считает Майкл Макфоул, профессор Стэнфорда, много пишущий о российских выборах. - В обеих партиях этого ужасно боятся".
Сергей Иваненко, который руководит кампанией "Яблока", признал, что они глубоко озабочены. "Ситуация в стране, - заявил он, - неблагоприятна для либеральных, демократических партий".
Этот кризис иллюстрирует более общие проблемы демократии при Путине, который закрыл или отобрал независимые телеканалы, централизовал власть в Москве и расширяет полномочия ветеранов КГБ, таких, как он сам. Лидер "Яблока" Григорий Явлинский называет путинскую систему "капитализмом со сталинским лицом", но Явлинского слушает все меньше россиян.
Вместо того чтобы объединиться в момент, когда, по общему мнению, российская демократия находится в самой большой опасности со времени распада СССР 12 лет назад, партии соперничают, и на этой неделе "Яблоко" опять отказалось от объединения. "Вся демократическая часть общества требует, чтобы мы прекратили драться между собой, - заявила Ирина Хакамада, один из лидеров Союза правых сил. - Пора прекратить огонь и не говорить о том, кто хорош, а кто плох".
Утрата ими влияния - это часть истории о неспособности демократических институций, включая настоящие политические партии, набрать силу в постсоветской России. В декабрьских выборах будут участвовать 23 партии, но настоящей национальной партией, имеющей реальную поддержку населения, эксперты считают только коммунистов.
"Единая Россия", пропутинская партия, созданная кремлевскими стратегами четыре года назад, по опросам немного опережает коммунистов, но на местах ее присутствие во многих сообществах выражено слабо. Ее лидеры отказались от дебатов с другими партиями, не предлагают никакой программы, кроме поддержки президента, и, являясь "партией власти", призывают избирателей отдавать за нее голоса, исходя из того, что их победа неизбежна.
По мнению наблюдателей, значительную часть голосов, отданных за "Единую Россию", составят голоса тех, кто голосовал бы за демократов, но устал от их бесконечных ссор или просто разочаровался в их способности добиться необходимых реформ. Независимый эксперт Борис Дубин называет таких избирателей "разочарованными либералами".
Но ухудшение позиций демократов является также показателем разочарования россиян в капиталистических экспериментах последнего десятилетия, с которыми для них связаны обе партии.
Как утверждают многие ученые и те, кто проводит опросы, треть населения страны разделяет идеи либеральной демократии, которые выдвигают "Яблоко" и Союз правых сил. Большинство отвергает их, предпочитая более авторитарную власть, подобную той, какую формирует Путин.
"Эти две партии можно сравнить с левоцентристскими и правоцентристскими партиями, появившимися в Центральной Европе, - заявил аналитик Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Но там эти партии привлекают 70-80% электората, а здесь обе вместе набирают лишь 10-12%. Это показывает, насколько мала поддержка демократов. Все разговоры об объединении - результат слабости".
Так было не всегда. Десять лет назад Явлинский создал "Яблоко" как механизм, призванный сделать молодого экономиста президентом, и получил поддержку бывших диссидентов, либеральной интеллигенции и общественных деятелей, которые помогли ускорить гибель советской системы.
В последние годы численность "Яблока" уменьшилась, Союз правых сил сегодня имеет больше членов и больше региональных отделений. На парламентские выборы СПС выставляет 228 кандидатов, а "Яблоко" только 141.
На прошлых парламентских выборах четыре года назад "Яблоко" едва преодолело 5-процентный барьер, набрав 5,93% голосов, а СПС привлек молодежь, которую больше интересуют экономические, а не политические свободы, и получил 8,6%.
Как утверждают политические аналитики, самую большую поддержку обе партии получают в космополитических городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, и почти незаметны в российской глубинке. В эпоху Путина они иногда заигрывают с президентом и хвалят его политику, а иногда мрачно предупреждают, что это будущий диктатор.
Предвыборный арест Михаила Ходорковского, самого богатого человека в России и главного финансового спонсора "Яблока", только ускорил кризис партии. По словам Иваненко, партия получила от Ходорковского как минимум 50% своих средств, а по словам ее политических конкурентов, - почти 100%. Деньги перестали поступать, как только нефтяного магната арестовали 25 октября.
Обыск в пиар-фирме "Яблока" за два дня до этого также был связан с делом Ходорковского и нанес ущерб избирательной кампании партии, поскольку были изъяты многие документы, в том числе планы кампании и адреса сотрудников. "У нас большие проблемы, потому что нам не хотят возвращать материалы", - заявил Явлинский.
В стране, где так называемые олигархи очень непопулярны, поскольку являются символом несправедливого распределения богатств после гибели советской системы, связь "Яблока" с арестованным магнатом утвердила общество во мнении, что демократы в России поддерживают только богатых.
Парадокс заключается в том, что арест Ходорковского может стать для "Яблока" единственным шансом попасть в парламент. По мнению аналитиков, увидев новую угрозу со стороны властей, сторонники партии могут очнуться от апатии и прийти на избирательные участки.
Хотя большинство россиян одобряет арест Ходорковского (в одном из опросов против ареста высказалось всего 14% респондентов), демократический электорат придерживается прямо противоположного мнения.
Но и под угрозой исчезновения две демократические партии значительную часть времени тратят на взаимные обвинения в невозможности объединиться. Один из лидеров СПС, Анатолий Чубайс на прошлой неделе публично предложил договориться, заявив, что ему и Явлинскому пора забыть о личных ссорах и дать отпор "наступлению диктатуры".
"Цинизм и лицемерие", - ответил заместитель Явлинского Сергей Митрохин. Митрохин обвинил Чубайса в грязных играх против "Яблока": финансировании движения "Яблоко" без Явлинского" и расклеивании плакатов с обвинениями "Яблока" в объединении с коммунистами.
Татьяна Толстая, известная писательница, поддерживающая СПС, заявила в теледебатах, что, если Явлинский не сможет объединить две партии, он станет "разрушителем российской демократии".