Ливан разделился надвое после того, как члены правительства Фуада Синьоры разошлись во мнениях, принимая решение об учреждении международного трибунала, который должен будет судить предполагаемых организаторов убийства Харири. "Мы совершили шаг в направлении правды и справедливости и в направлении прекращении волны террора", - сказал вчера с удовлетворением премьер-министр Синьора. Но в его заявлении явно звучат тревожные нотки. Еще слишком долог и полон препятствий политический и организационный путь, который должен привести возможных преступников на скамью подсудимых. Документ был принят после месяцев дискуссий между Нью-Йорком и Бейрутом и внесения поправок, теперь он должен быть принят парламентом, чтобы затем его подписал президент Ливана Эмиль Лахуд. Лишь после этого Совет Безопасности ООН сможет конвертировать этот документ в резолюцию.
В прошлую субботу кабинет министров Синьоры вошел в кризис с уходом в отставку пяти министров шиитов, представляющих две просирийских партии, "Амаль" и "Хизбаллах". А вчера ушел в отставку и министр по окружающей среде, христианин греко-православного исповедования Якуб Сарраф, близкий к Лахуду. Он заявил, что не может быть членом правительства, в котором не представлена одна из религиозных общин. Правительство в составе 24 министров, тем не менее, продолжает обладать необходимым большинством в две трети, но оппозиция требует создания правительства национального единства и проведения досрочных выборов.
Противостояние по вопросу о создании трибунала по делу об убийстве Харири является отражением напряженности, сохраняющейся в Стране кедров. На одной стороне баррикад - сирийско-иранский альянс со своими ливанскими клиентами, собравшимися вокруг "Партии Бога", шиитов "Амаль" Набиха Берри и "Свободного патриотического течения" популиста Мишеля Ауна, христианина-маронита. На другой - франко-американская ось с их ставленниками из суннитского семейства Харири, из клана друза Джумблата, двух правых ультрахристианских партий Самира Джааджаа и компании Жмайеля.
С момента гибели экс-премьера Харири 14 февраля 2005 года сирийский режим обвиняют в организации покушения вместе с представителями ливанских спецслужб, подчиненных президенту Лахуду. Четыре его самых преданных генерала находятся в тюрьме, потому что считаются причастными к теракту, в то время как против Дамаска имеется слишком мало доказательств. Режиму Асадов, как кажется, пока не грозят серьезные опасности, но его друзья (из Ирана) в Ливане пытаются создать сложности для правительства, которое они рассматривают как инструмент в руках Вашингтона и Парижа.
Лахуд, со своей стороны, уже заявил, что не подпишет документ о создании трибунала, в частности потому, что опасается, что одной из первых падет именно его голова. Срок его полномочий истекает осенью 2007 года, и до этого времени он, как видно, не намерен отступать. По мнению генерала Ауна, в свое время жесткого противника Сирии, решение правительства "следует считать ничтожным, поскольку оно принималось уже нелегитимным правительством". "Генерал" внес еще больший раскол в христианский фронт, создав впечатление, что противостояние в Ливане имеет не конфессиональную, а политическую подоплеку. С одной стороны - шиитско-христианский, близкий к Сирии альянс, с другой - христиане, друзы и мусульмане-сунниты, союзники США и Франции. Но реальность свидетельствует об иной ситуации: с тех пор как лидер "Хизбаллах" Насралла призвал к выступлениям против правительства, вновь поползли слухи о вооруженных столкновениях между различными общинами. Сегодня шииты уже не представлены в кабинете министров, а это в стране, где отсутствует стабильность, является сигналом опасности.
Вчера премьер Фуад Синьора посетил могилу Харири, убитого в феврале 2005 года. Ливанский полицейский перегородил улицу, ведущую в правительственный квартал Бейрута. Кризис исполнительной власти делает атмосферу в столице все более напряженной.