Буш едет в Азию, и давление по поводу прямых переговоров с Тегераном нарастает
Выборы в конгресс США на прошлой неделе в большой степени были связаны с Ираком, но сегодня, когда президент Буш отправляется в восьмидневное турне по Азии, первым пунктом в списке его забот будет другая страна - Иран.
Как сдержать ядерные амбиции Ирана и убедить страну помочь в стабилизации соседнего Ирака - это, как ожидается, будет главной темой неофициальных встреч Буша с президентом России Владимиром Путиным и президентом Китая Ху Цзиньтао. Россия и Китай высказали замечания по поводу усилий США и Европы провести в Совете Безопасности ООН резолюцию, целью которой является заставить Иран свернуть ядерную программу.
Администрация Буша уже долгое время исключает прямые переговоры с Ираном в том случае, если Тегеран не приостановит обогащение урана. Но Белый дом столкнулся с нарастающим внутренним и международным давлением, требующим добиваться иранской помощи в деле нормализации обстановки в Ираке. Британский премьер Тони Блэр и австралийский премьер Джон Ховард заявили в понедельник, что выступают за переговоры с Ираном и Сирией о способах ослабления насилия в Ираке, и эту позицию разделяют многие влиятельные американские законодатели из обеих партий.
Призывы к прямым переговорам с Ираном, по-видимому, будут нарастать. Исследовательская группа по Ираку, двухпартийная комиссия во главе с бывшим госсекретарем, республиканцем Джеймсом Бейкером и бывшим членом палаты представителей, демократом Ли Хамильтоном, как ожидается, рекомендует США провести переговоры об Ираке с региональными центрами влияния, такими как Иран и Сирия, сообщили источники, осведомленные о ее работе.
Члены комиссии Бейкера-Хамильтона вчера впервые встретились с Бушем и руководством его команды по национальной безопасности в Белом доме. Выступая после встречи перед журналистами, Буш заявил, что на него "произвели большое впечатление вопросы, которые они задавали" и он с нетерпением ждет, когда можно будет прочитать доклад группы. Многие выражают надежду, что доклад, появления которого ожидают в декабре, может стать планом модернизации политики США в Ираке.
Администрация столкнется с непростыми проблемами на любых потенциальных переговорах с Ираном. Ожидается, что Тегеран будет добиваться от США уступок, касающихся его ядерной программы в обмен на оказание помощи в Ираке. Буш исключил возможность, что Ирану позволят разрабатывать ядерное оружие, и неизвестно, что именно Соединенные Штаты готовы предложить Ирану в обмен на его помощь и готовы ли предложить хоть что-то.
"Они, конечно, хотят равноценного обмена. И вопрос будет стоять так: если они его хотят, что мы готовы им дать?" - заявил Дэвид Штейнберг, эксперт по внешней политике в Университете Джорджтауна.
Вчера представители Белого дома повторили, что США будут вести переговоры с Ираном, только если он прекратит работы по обогащению урана. Пресс-секретарь Совета по национальной безопасности Гордон Джондроу отказался сказать, ожидает ли администрация, что Иран будет добиваться от США уступок по своей ядерной программе, и как США на это отреагируют.
"Мы ожидаем, что Иран прекратить вмешательство в Ираке и прекратит поставлять туда оружие, которое используется для убийства иракцев и американцев", - заявил он.
Буш связывает со своим азиатским турне, в ходе которого он посетит Сингапур, Вьетнам и Индонезию, целый ряд целей. Центральной будет его трехдневная остановка в Ханое, на форуме Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, где Бушу предстоит в воскресенье сесть за стол переговоров с региональными лидерами, включая президента Ху, и обсудить торговлю, региональную безопасность и такие проблемы, как ядерная программа КНДР.
Поездка Буша в Азию сопряжена с горьким обстоятельством: провалившийся на выборах конгресс не смог принять закон, снимающий с Вьетнама экономические ограничения времен холодной войны, с тем чтобы дать стране те же преимущества, что и другим американским партнерам по Всемирной торговой организации. Буш надеялся приехать во Вьетнам с готовым решением, но неудача конгресса делает это маловероятным. Даже если будет решено попробовать снова, у сторонников законопроекта очень мало времени на этой неделе, чтобы провести закон и через палату представителей, и через сенат до пятницы, когда Буш приедет во Вьетнам.
И все же Иран отбрасывает тень на поездку Буша, который стремится достичь консенсуса с несколькими предполагаемыми союзниками по поводу ядерных программ Ирана и КНДР.
Более двух месяцев пять постоянных членов Совета Безопасности ООН - США, Британия, Франция, Китай и Россия - ссорились из-за того, как оказывать давление на Иран, который с презрением отверг предыдущую резолюцию ООН, требующую приостановить обогащение урана, и убедить его вступить в переговоры о будущем его ядерной программы.
Переговоры в ООН по этому вопросу застопорились на прошлой неделе из-за возражений России против проекта резолюции о санкциях, предложенного Британией, Францией и Германией. Россия и Китай обеспокоены тем, что принятие жесткой резолюции может в результате открыть США и другим путь для военной атаки на Иран. Россию также заботит то, что поддержка санкций может отвратить Иран от будущих переговоров и побудить его последовать примеру Северной Кореи, которая провела свои первые испытания ядерного оружия.
Москва стремится сохранить привлекательный бизнес с Ираном, прежде всего речь идет о российском проекте строительства реактора в иранском портовом городе Бушер.
Китай, считающий Иран в стратегическом отношении куда менее значимым, чем КНДР, тоже очень хочет сохранить с ним хорошие отношения. Иран является третьим крупнейшим поставщиком нефти в Китай и растущим рынком для китайских товаров.
В субботу Путин встретился с главным иранским ядерным переговорщиком Али Лариджани в рамках попыток России отвести от Ирана международные санкции и начать шестисторонние переговоры с участием Ирана и США.
Взятие демократами под контроль конгресса на прошлой неделе, в сочетании с предполагаемыми рекомендациями Исследовательской группы по Ираку, привело многих к мысли о неизбежности переговоров США с Ираном и Сирией, еще одним соседом Ирака и противником США.
"Альтернативы этому подходу нет, - заявил посол Сирии в Вашингтоне Имад Мустафа, сказавший, что встречался с людьми, работающими над докладом Бейкера. - Пусть не сегодня, пусть не через два месяца, но США снова вступят в контакт с Сирией. Это неизбежно. И это справедливо также для Ирана".