Сильвио Берлускони строил свой имидж, основываясь на американской модели, пишет Александер Стилле в газете La Repubblica. "Многие американцы убеждены, что с уходом третьего правительства Берлускони закончится и сам феномен Берлускони. Но американцы не понимают, что Берлускони - фигура в значительной степени современная, даже постмодернистская", - пишет автор.
"Основываясь отчасти на американских моделях (начиная с футбольного клуба Milano и заканчивая его телеканалами), Берлускони взял элементы новой антиполитики (Рональд Рейган и Росс Перо), культа знаменитости и успеха политика как человека мира зрелищ (Рейган и Шварценеггер) и соединил все это с медийной машиной военного типа (как у Руперта Мердока). Берлускони создал новую гибридную фигуру, которая комбинирует все эти элементы с жесткой властью, и стал первым главой правительства из числа великих медийных магнатов. После него премьер-министром стал Таксин Шинаватра в Таиланде и президентом - Себастьян Пинера в Чили", - пишет автор статьи.
"Берлускони был прекрасным политиком для постидеологического мира, - продолжает Александер Стилле. - Воспользовавшись усталостью от старых идеологий ХХ века - в Италии это католицизм и коммунизм - он создал чисто индивидуалистическое и материалистическое видение, опираясь, в определенной степени, на свое телевидение", - пишет корреспондент.
"Иностранные обозреватели думают, что с уходом из правительства Берлускони экономическая ситуация в стране сразу выправится. Если бы все было так просто! Структурные проблемы экономки были очевидны для всех. Берлускони обещал их решить, но обещания и реформы не реализовал. Последние 17 лет неизбежно будут называть эпохой Берлускони, и эти годы завершились провалом на глазах у всего мира, - полагает автор. - Великий эксперимент политики как спектакля оказался иллюзорным".