"Америка нуждается в лучшем решении для защиты демократии в киберпространстве. Каждый день мир больше узнает об охвате и масштабе координированной российской кампании против американских президентских выборов 2016 года", - пишут в американском журнале Foreign Policy Викрам Сингх, старший советник по национальной безопасности, демократии и технологиям в Центре американского прогресса, и Джонатан Райбер, приглашенный лектор в Калифорнийском университете в Беркли и бывший главный директор по стратегическим вопросам киберполитики в Министерстве обороны США.
"В прошлом, - продолжают авторы, - США ответили на исторические и подрывные атаки в свой адрес стратегической переориентацией, как это было в период после атак 11 сентября 2001 года. Сейчас страна переживает схожий момент. Бывшие правительственные чиновники, действующие члены Конгресса, эксперты аналитических центров, писатели и университетские преподаватели дружно призывают к переменам. В то же время президент Дональд Трамп сеет неразбериху, выражая доверие российскому президенту Владимиру Путину, и увиливает по поводу того, было ли российское вмешательство реальным".
По словам экспертов, "российская атака должна подстегнуть широкий ответ в области национальной безопасности, чтобы улучшить американскую кибербезопасность и повысить устойчивость к вызывающей разногласия пропаганде".
"Российское нападение на выборы 2016 года должно восприниматься как то, что британский социолог Энтони Гидденс называет "риском со значительными последствиями", то есть как подрывное событие, которое может изменять восприятие мира людьми и даже путь страны, - говорится в статье. - По мысли Гидденса, глобально взаимосвязанная экономика и наши информационные технологии делают человеческие общества более уязвимыми к атакам небольших групп людей, использующих менее дорогостоящие средства. Теракты 11 сентября были одним из таких рисков. Российская атака на выборы - это еще один пример подобного риска".
"Хотя эта аналогия шокирует, учитывая невероятное количество жертв и мировое воздействие 11 сентября, террористы и русские использовали лазейки в американском бизнесе, юридической и политической системе, чтобы атаковать изнутри, - отмечают эксперты. - Террористы использовали авиакомпании, летные школы и уязвимые места в безопасности аэропортов. Русские использовали технологические компании, протиснулись в лазейки избирательного закона и проникли в слабую систему кибербезопасности".
Ответ Америки на российский взлом должен быть сопоставим с конкретными действиями, предпринятыми в период после терактов 11 сентября, считают Сингх и Райбер. "Через месяц после 11 сентября администрация Буша начала военную кампанию в Афганистане против "Аль-Каиды"* и "Талибана"*, - говорится в статье. В ноябре она создала Администрацию транспортной безопасности. Годом позже был дан старт комиссии по расследованию терактов 11 сентября и учреждено министерство внутренней безопасности. Страна предприняла согласованные усилия на национальном уровне и попыталась эффективно ответить на новый тип угрозы, комментируют авторы.
"При сравнении ответ на российскую операцию в плане национальной безопасности был вялым, - считают эксперты. - Администрация Обамы выслала российских шпионов, закрыла российские дипломатические здания и ввела санкции только после выборов, вероятно, мало сделав для сдерживания будущих вмешательств".
"Есть мало шансов на создание всеобъемлющего специального комитета, что уж говорить о независимом аналоге комиссии по расследованию терактов 11 сентября, которая могла бы функционировать над схваткой, раскрыть всю историю и предоставить двухпартийные рекомендации на будущее, - полагают Сингх и Райбер. - Расследование специального прокурора Роберта Мюллера приводит к обвинениям, но у него нет политической компетенции для урегулирования следующей кибератаки".
Авторы считают, что в данной ситуации в США есть три уровня действий, которые могут улучшить кибербезопасность демократического процесса страны.
"В первую очередь, компании и НКО, а также руководство штатов и руководители на местах могут объединяться и инвестировать в кибербезопасность, - говорится в статье. - Компании и организации должны инвестировать в людей, процессы и технологии, необходимые для эффективной кибербезопасности, начиная с межсетевых экранов и кончая двухфакторной идентификацией и постоянным вычислением используемых бизнес-практик, таких как предшествующий метод Facebook по продаже рекламы, который сделал возможной российскую пропаганду".
Далее авторы передают, что министерство внутренней безопасности раскрыло в сентябре, что Россия попыталась взломать избирательные системы 21 штата. "Снижение компьютерных рисков может сократить риск в плане кибербезопасности; увидев, как легко можно поставить под угрозу автоматы для электронного голосования, несколько штатов предпринимают шаги по обеспечению бумажных документов. Эта практика может распространиться по стране", - рекомендуют эксперты.
"Второй уровень действий касается подготовки к противостоянию киберугрозам из-за рубежа, - говорится далее. - Когда иностранное правительство атакует США в киберпространстве, разведывательное сообщество и американские войска играют ведущую роль в установке личности противника и его инфраструктуры, подготовке к противостоянию предстоящим атакам и симметричных ответных мерах, если об этом есть распоряжения. Для успеха этой миссии крайне необходимо, чтобы компании, руководства штатов и местные руководители, а также частные лица делились информацией как можно быстрее с федеральными партнерами".
"И, наконец, в-третьих, США нуждаются в национальной кампании, чтобы гарантировать, что американцы относятся к интернету как к рискованной среде, которая требует предосторожностей, основанных на здравом смысле, - пишут Сингх и Райбер. - Мы, народ, пользователи и потребители соцсетей и центральных СМИ, должны быть обучены, чтобы защищаться от хакеров и понимать, когда нас могут использовать в киберпространстве, будь то иностранная держава, внутренняя организация или киберпреступник. Российская пропаганда достигает множества американцев, не подозревающих, что они могут являться мишенями информационной войны".
"Если американцы поддадутся желчности и порицаниям вместо того, чтобы сосредоточиться на решениях в области национальной безопасности, они докажут, что, в каком-то смысле, жестокие атаки "Аль-Каиды"* и "Исламского государства"* менее эффективны, чем российская завуалированная война против западных демократий: террористы нас объединяют, тогда как Москва разделяет", - говорится в завершение.
*"Исламское государство" (ИГИЛ), "Аль-Каида", "Талибан" - террористические группировки, запрещенные в РФ.