По призыву крайне правых около 60 тыс. человек в субботу устроили марш в Варшаве. Это событие вызвало волну критических комментариев, говорится в редакционной статье Le Monde.
После "Марша независимости" (Marsz Niepodległości), прошедшего в атмосфере высокой напряженности на улицах Варшавы, Польша предалась размышлениям. Президент-консерватор Анджей Дуда в понедельник 13 ноября осудил националистические, ксенофобские и антисемитские черты зрелищного события, организованного в субботу в Варшаве, пишет редакция.
В понедельник, в ходе поездки по югу страны, Дуда сокрушался по поводу присутствия "баннеров, принесенных безответственными людьми, месседж которых неприемлем для любого порядочного человека в Польше, потому что нельзя ставить знак равенства между патриотизмом и национализмом".
"В нашей стране нет ни места, ни согласия для ксенофобии, болезненного национализма, антисемитизма", - сказал президент.
Фотографии этого сборища в несколько десятков тысяч человек, прошедшего по улицам под грохот петард, с цветным дымом, зажженными файерами и свирепыми лозунгами, вызвали волну критических комментариев, в том числе в иностранных СМИ. Некоторые изобличали этот "фашистский марш", указывают авторы статьи.
Израильский МИД и международная еврейская правозащитная организация - Американский еврейский комитет (AJC) - призвали польские власти "действовать" в ответ на это событие, "использованное для распространения лозунгов сторонников превосходства белой расы и неонацистской риторики", написано в коммюнике AJC.
Марш проходил под официальным религиозным лозунгом "Мы хотим Бога" - выражение, напоминающее строчку из старинной польской песни, сегодня интерпретируемой как неприятие ислама. Эти слова американский президент Дональд Трамп использовал в своей речи во время июльского визита в Варшаву. Хозяин Белого дома тогда похвалил Польшу за отстаивание ею "западной цивилизации", напоминают журналисты.
Две противоположные манифестации, организованные антифашистскими группами и оппозиционными партиями, одновременно прошли на другом конце города, в знак протеста против авторитарного разворота нынешнего правительства, говорится в статье.
Правительство не осудило это сборище крайне правых, отмечает Le Monde. "Самое главное - это преданность нашей родине, нашему народу. Это должно быть превыше всего: наших идеологических разногласий, наших различных политических взглядов", - заявил польский президент, не выразив сожаления по поводу речей и высказываний во время этой демонстрации силы экстремистов.