В моде снова создатель КГБ и наша Железная Леди. Тоска по эпохе "порядка"
По телевидению показывают "Слабое звено", на конкурирующем телеканале идет выпуск новостей. Рассказывают о последней перестрелке. Убит директор одной московской компании. По словам усталого ведушего, "скорее всего, это связано с его предпринимательской деятельностью".
А рядом старая Москва. За окнами вьюга, в баре отеля играет Yesterday. О ком же нам говорить, если не о Феликсе Дзержинском, создателе советской тайной полиции?
Раньше я бы, не задумывась, сказала, что Дзержинского здесь ненавидят и боятся. Но сейчас я в этом не уверена. В Москве идут споры о том, не следует ли вернуть памятник Дзержинскому на то место, где он стоял много лет, напротив штаб-квартиры КГБ, и о том, нужен ли стране новый Дзержинский.
Одиннадцать лет и семь недель назад толпа ликовала, наблюдая, как к памятнику подъезжает грузовик, чтобы забрать статую с постамента и увезти ее прочь. Это произошло во время трехдневного путча, который стал началом конца для Советского Союза. Кадры, снятые в ту ночь, вошли в хроники гибели коммунизма, так же как падение Берлинской стены, праздник на площади в Праге, убийство Чаушеску в Румынии.
Но отношение к Дзержинскому никогда не было простым. Событие назвали героической акцией "народа", но на самом деле этот был предупредительный выстрел московского городского правительства, которое опасалось, что памятник может стать поводом для беспорядков, и решило его убрать.
Несколько месяцев спустя, когда коммунистический флаг, наконец, был спущен, Дзержинского нашли в канаве одного московского парка. Последний год бывший глава КГБ, высокий, суровый, является главной достопримечательностью в новом парке "скульптур", где он стоит в компании других "бывших" - Леонида Брежнева и Константина Черненко. Примечательно, что эти статуи выставлены не только как исторические, но и как художественные памятники. Имя скульптора указано так же крупно, как и имя того, кто увековечен.
Мэр Москвы Юрий Лужков поддержал предложение коммунистов города восстановить памятник Дзержинскому перед Лубянкой. Это потрясло многих жителей столицы, которые хорошо относятся к мэру.
Бывшие диссиденты и реформаторы говорят, что это было бы оскорблением для жертв КГБ, в честь которых сооружен скромный мемориал на небольшой зеленой площали неподалеку. Проблема состоит в том, что место, где стоял памятник Дзержинскому, давно пустует. То, что здесь должна стоять внушительная статуя, очевидно. Кроме того, многие избиратели, как это было всегда после периода хаотичных реформ в России, мечтают о жестком поборнике дисциплины, который смог бы "восстановить порядок".
Может быть, на родине звезда Маргарет Тэтчер закатилась, но ей было бы приятно узнать, что в Москве она является источником вдохновения для лидеров нового класса капиталистов.
На прошлой неделе три новых "олигарха" - Юрий Дерипаска, сколотивший состояние на алюминие, Петер Авен, бывший министр, ставший банкиром, и Михаил Ходорковский, глава нефтяной компании ЮКОС, - говорили о Железной Леди, рассказывая о том, какие факторы помогли им стать теми, кем они стали. Они указывали на ее "умение смотреть в будущее", "убежденность", реформы, "абсолютную уверенность в том, что она поступает правильно".
Все это заставляет вспомнить о пустующей площадке перед Лубянкой. Нет ли где в Лондоне ненужной статуи леди с сумочкой?